NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 На Ниве в Голландию
 Автор Историк

Может быть, кто-то помнит, как в начале февраля я задавал вопросы про поездку в Голландию на конференцию на Ниве. Поездка прошла успешно, вернулись 8 марта вечером.

В дороге вели дневник, так что будет отчет с фотографиями, цифрами и более точными данными. Если вкратце, то вот как все было:

Выехали из Москвы 23 февраля утром. Дорога в Гаагу заняла 4 полных дня с ночевками в Минске, под Варшавой, в Берлине и в Гааге. Расстояние по спидометру 2700 (с учетом блуждания по городам ~100 км). Граница проходилась в Бресте, заняло 8 часов, но очередь была довольно организованная, поэтому спокойно стояли, медленно продвигаясь вместе со всеми, попивали кофе в машине. Дальше все было просто.

Обратная дорога была по маршруту Амстердам (куда приехали на weekend после Гааги) - Берлин - Краков - Львов - Киев - Орел - Москва. Получилось 5 дней, но из них полдня занял мелкий ремонт под Краковом в мастерской (крестовина заднего кардана стала вдруг звучать), а вторую половину дня - прогулка по Кракову. Граница проходилась в п/п Краковец между Краковом и Львовом. Заняло примерно час, но перед этим потеряли еще час, т. к. фуры и челноки создали затор перед въездом, так что пустые легковые не могли сразу проехать. Выехали из Амстердама 4 марта утром, приехали в Москву 8 марта в 11 вечера. Всего по дороге туда и обратно прошли 5985 км, без 15 км 6000!

Дороги.
Москва - Брест. Про нее уже много написано. Добавлю, что участок до границы с Белоруссией в целом хороший, но есть несколько очень плохих участков, главным образом на мостах или в низинках, которые преодолеваются медленно. ГАИ по трассе не видели, только на постах, хотя, может быть, из-за праздника.
После границы платная дорога очень хорошая, держал скорость 100 -110 (разрешено 100). Машин мало. ГАИ по трассе стоят, меряют скорость. Судя по всему, их ОЧЕНЬ контролируют. Штрафы берут только белорусскими рублями, по квитанции. Меня останавливали три раза. Первый раз - через 5 метров после границы. Там действует правило, что при водительском стаже меньше 2 лет на машине должен быть знак 70 км/ч. В последний раз не хватило белорусских рублей на штраф за скорость. Доллары и наши рубли брать отказались, хотели отправить менять деньги вечером в лесу :) , но взяли без квитанции оставшуюся мелочь и отпустили, посоветовав "не нарушать". Советую поменять хотя бы рублей 300 на границе. Таможни нет, паспортного контроля - тоже. Обязательно надо купить страховку, стоит, кажется, рублей 160.

Надо взять квитанцию за дорогу, т. к. за Минском ее проверяют. При выезде с дороги, не доезжая Бреста, снова возьмут деньги (доллар). Про белорусский бензин см. ниже.

В Польше дороги по трассе Брест - Варшава - Познань - Франкфурт-на-Одере очень хорошие, ровные, с флюоресцирующей разметкой, широкой асфальтированной обочиной и светоотражающими столбиками. Можно быстро ехать в темноте. Скорость - в городе (специальный такой прямоугольный знак, коричневые силуэты домов на белом фоне) 50 км/ч, по трассе от 70 до 90. Сразу после польской границы стоит стенд, где указано, где с какой скоростью разрешено ехать. (То же - на границе с Германией). Мы отметили, что знаки стоят не просто так, если показано ограничение скорости или неровная дорога, то лучше обратить внимание, т. к. за ними что-то будет. Полиции по трассе немного, встречные мигают. Мне показалось, что полиция стоит в опасных и неприятных местах, чтобы народ там не разгонялся.

Особенности движения в Польше тоже уже описывались в отчетах. Обгоняющий пристраивается сзади и ждет, что ты сместишься на обочину (это почти целый ряд). Если ты его не заметил, может мигнуть. Уходишь вправо, показываешь правым поворотником "проходи", потом в ответ получаешь аварийками "спасибо". Встречный при обгоне включает поворотник и идет буквально на таран, расчитывая, что ты сместишься вправо и пропустишь. Некоторые маленькие машины так и ездят правыми колесами за линией обочины, потому что их то и дело обгоняют. Интересно, но немного утомляет.

Варшава - Познань, днем в рабочий день. Много фур, дорога узкая. За некоторыми фурами собирается медленно идущая колонна. В общем, утомительно, зато потом до Познани начинается автобан. Ближе к вечеру колонны рассосались и пошло легче. После захода солнца упал очень сильный туман.

Перед границей с Германией была очередь фур км. 10. Надо ехать дальше и не пугаться :) Пустые легковые идут отдельной очередью. Граница заняла минут 15.

Дальше до Берлина и потом до Гааги идет замечательный автобан, только следи за указателями, все быстро и просто. Съехали с трассы в Берлине в отель, утром поехали дальше.

Гаага и Амстердам. Один раз заметил, что нам все встречные мигают, оказывается, забыл включить фары, ехал на габаритах. По городам без привычки ездить сложно. Много узких улиц, велосипедные дорожки и светофоры. Мы поставили машину возле нашего отельчика в Швенингене (там рядом можно поставить машину бесплатно) и ходили пешком, благо все рядом. В Амстердаме то же самое, только пришлось в отеле купить парковочный билет на день, чтобы поставить машину возле отеля.

Обратный путь. Берлин - Краков - п/п Краковец (по трассе в Львов). Удивительно, но магистраль Берлин - Дрезден до поворота на Краков очень плохая. Это старая бетонка, все плиты лежат под углом друг к другу, так что машина раз в секунду подпрыгивает. Приходится ехать медленно (до 50 км/ч). Были места, где тряска просто выматывала нервы. Есть хорошие участки, идет ремонт, видимо, через некоторое время будет нормальная магистраль. То же самое в Польше - есть плохие участки, есть хорошие, но постепенно с удалением от границы магистраль улучшается. Обочина уже, разметка хуже, чем на Варшавской трассе.

На границе с польской стороны в правой полосе очередь фур, в следующей - каша из легковых с товарами, фур и непонятно чего. Время от времени проезжает с мигалками полицейская машина, расчищая дорогу выезжающим. Однако все ведут себя спокойно, без скандалов. Полицейские спрашивают, что везем. Услышав, что только личные вещи, говорят, чтобы объезжали пробку. Проезжаем по встречной обочине и оказываемся на погранпункте.

Краковец - Львов - Киев.
Граница проходится легко. Надо сразу поменять валюту на гривны, т. к. потребуются мелкие суммы. Мы поменяли оставшиеся злотые. Надо оформить декларацию на машину (гривен 15), заполнить иммиграционные карточки, которые сдать при выезде с Украины. Спрашивают, через какой погранпункт мы будем выезжать, т. е. потом маршрут менять нельзя. В паспорт ставят штамп о въезде. Потом при выезде с Украины пограничник сказал, что в штамп вписывается номер маршрута, и что вообще-то можно к этому придраться. Надо проверять, чтобы он был вписан и требовать этого при въезде.

Дорога довольно разбитая, сразу после границы в двух первых селах "лежачие полицейские", обозначенные знаком "неровная дорога". Ночью их на дороге не увидеть.

Трасса Львов - Киев в целом относительно средняя, есть плохие участки. Мало разметки, нет освещения. Ехал 70-90 км/ч, берег подвеску, хотя удавалось и разгоняться. ГАИ довольно мало, встречные предупреждают. Объездная вокруг Житомира ОЧЕНЬ плохая, узкая и разбитая. Вообще перегон Львов - Киев был для меня самым тяжелым и занял 11 часов, в темноте в дождь. [Дополнение от 25 декабря 2002 г. От Житомира дорога начинает медленно спускаться к Днепру. В темноте в грозу это произвело на меня совершенно фантастическое впечатление - машина несколько часов куда-то спускается, спускается, вокруг полная темнота, в которой появляются и исчезают встречные фары. Какие-то деревья невероятной высоты в свете фар, и все время вниз, вниз, как будто на морское дно].

Киев - Москва (через Симферопольское шоссе). От Киева ехали по указателям на Чернигов, потом свернули на Глухов. Трасса очень хорошая, после поворота практически пустая (может, из-за праздника 8 марта). Ехал 100-110 км/ч, трасса это позволяет, но держит в напряжении. Надо обращать внимание на знаки "Неровная дорога" и снижать скорость, за ними действительно колдобины. ГАИ немного, на постах и возле постов. Встречные мигают, если есть.

Граница прошлась быстро. Украинцы взяли дорожный сбор (55 грн. ~ 250-270 р). Российская таможня взяла 40 р. непонятно за что - за то, что поставили печать в бумажке на автомобиль, которую я отдал таможеннику. Все заняло где-то полчаса.

Дальше трасса точно такая же до Симферопольского шоссе. Про него писать не буду, наверное, все по нему ездили. Из-за праздника трасса была свободна, что сэкономило, наверное, часа полтора - два. ГАИ стоят возле постов.

Заправки
(Газ и эпопея с белорусским бензином). Ездили в основном на газу. Заправлялись в Москве, затем - на трассе возле Вязьмы (стоят знаки, а заправка слева, если ехать из Москвы). Баллона хватило почти до до Минска. В Минске есть газ на въезде в город по Могилевскому шоссе справа, круглосуточно, но с перерывами. (Подробнее будет в отчете, когда разберем записи). Узнать про наличие газа на заправках в Минске можно по минскому тел. 001 (это справочная газовой службы). Мы звонили, действительно подробно отвечают.

Дальше до Бреста газа по трассе нет, или мы не заметили. Баллона хватило до Польши.

В Белоруссии залил 15 л. 92 бензина на приличной с виду заправке. Так, на всякий случай. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК! :) Бензин не трогал до Гааги, пока был газ. Маршрут Гаага-Амстердам проехал на бензине и почти сразу услышал детонацию. Долил до полного бака 95, детонация прошла. Сжег полбака и снова долил. После Ганновера снова перешел на газ. Но, видимо, успел загадить свечи, т. к. машина стала дергаться и довольно сильно при скорости больше 80. На всякий случай поменял бегунок, показалось, что старый уже не очень,  дерганье уменьшилось, но не прекратилось. Поскольку трамблер в сборе я не взял (подозревал, что проблема была еще и в этом), то медленно и осторожно поехали в Берлин, не разгоняясь больше 90. Дерганье уменьшалось и совсем пропало, видимо, свечи прокалились. После приезда в машину не залезал, отсыпался, так что пока свечи не видел.

В Польше газ почти на каждой заправке. Называется LPG - Liquid Petroleum Gaz. Штуцер подходит к итальянскому оборудованию, которое ставят в Москве. Газ сильно дешевле бензина (подробности в дневнике и будут в отчете). В Польше и дальше в Европе газовые заправки обозначаются стандартным знаком (заправка на белом фоне), только значок заправки зеленого цвета. Иногда пишут еще LPG.

В Германии газа меньше. Мы пользовались справочником по газовым заправкам в Германии, найденным через  FAQ "ОиП". Заправка нашлась в Ганновере, возле трассы, баллона как раз хватило до нее. Штуцер там другой, но был комплект переходников, в том числе для итальянского ГБО.

Баллона хватило до Гааги. В Голландии другой штуцер и нужных переходников нигде не было, хотя газ есть почти на каждой заправке. (Но были переходники на немецкое ГБО). Мне показалось, что на заправках имеют переходники к ГБО соседних стран, но, возможно, это и не так.

Маршрут Гаага - Амстердам - Ганновер прошли на бензине, что получилось, я уже писал. Обратил внимание, что на немецких заправках есть 91 бензин (черная надпись Benzin на белом фоне). Стоит чуть дешевле 95-го EuroSuper, но я его не заливал.

По трассе за Львовом км в 100 есть газовая заправка (бочка). За Киевом по черниговской трассе была заправка из бочки за воротами, но не работала (то ли рано, то ли праздник). После Орла км в 30 стояла работающая бочка с газом, баллона хватило до Москвы.

Резюме про заправки. С газом оказалось удобно и дешевле. В следующую поездку постараюсь разузнать про стандарты заправочных устройств в странах, куда поедем, чтобы достать или сделать переходники. Газ дает Ниве достаточный запас хода по трассе и помогает минимизировать проблемы с некачественным бензином. Нет проблемы настройки зажигания под марку бензина. Белорусский, российский, украинский, немецкий и польский газ практически не отличались друг от друга.

Ночлег.
Прежде всего, решили не выматываться, по возможности не ехать ночью и высыпаться. Вел машину я один. Моя спутница и коллега, несмотря на наличие прав, за руль садиться не рисковала, предпочитая роль штурмана.

В Минске ночевали у знакомых. Говорят, что найти гостиницу в городе сложно. По трассе, и в России, и в Белоруссии видели несколько мотелей, хотели зайти разузнать цены, но не хотелось останавливаться. Однако вряд ли это очень дорого, т. к останавливаются там в основном фуры. Мотели с виду новые.

В Польше. Между Брестом и Варшавой много маленьких отелей, самого разного вида. Увидели с трассы указатель с кроватью и подъехали. Ночевали за 15 $ в двухместном номере, напоминающем номер советской дешевой гостиницы, с кроватью и лампой. Душ и туалет в коридоре, но чисто и тепло, можно выспаться, позавтракать и ехать дальше. Впрочем, как люди, получившие полевое воспитание, мы не были придирчивы :)

В Берлине, как только автобан перешел в городскую улицу, наткнулись на небольшой отель, где получили двухместный номер с завтраком за 67 Евро.

В Гааге переночевали во втором из встреченных отелей одну ночь, а утром по совету дамы на reception отправились искать что-то подешевле в Швенингене (маленький городок, слившийся с Гаагой, на самом берегу моря). Там оказалось много разнообразных отелей, мы сразу нашли недорогой hostel. Двухместный номер с душем и завтраком с туалетом в коридоре обошелся, кажется, в 37 евро.

В Амстердаме (суббота, вторая половина дня) по подсказке путеводителя Полиглот по Амстердаму нашли Amstel Botel - отель на барже в пяти минутах от downtown'a, возле вокзала, номер за 55 евро. Считаю, что повезло, т. к. ближе к вечеру на всех отелях (и на нашем тоже) появилась табличка "Complete". В воскресенье народ стал разъезжаться из Амстердама и в отелях появились места.

У меня сложилось впечатление, что летом отель надо бронировать, иначе есть риск не найти свободного места. Со слов хозяина нашего hostel'a в Гааге, в конце марта уже начинается туристский сезон и будет много народа.

На обратном пути в Берлине ночевали в том же отеле, но в чуть более дорогой комнате.

В Польше - вдоль трассы на Краков много мотелей, хотя и меньше, чем по Варшавской трассе. В одном из них не доезжая Кракова мы остановились. Кажется, в Польше вообще нет проблем с ночлегом по дороге.

На Украине. До Львова от границы гостиниц нет. На въезде в Львов стоит небольшой отель, построенный, как нам сказали, полгода назад. Хороший номер с удобствами (без телефона и завтрака) стоил 20$. Дальше отелей, кажется, или нет, или очень мало.

В Киеве. Перед въездом в город был мотель, но показался слишком шикарным. Рассчитывали найти гостиницу в городе по вывескам, но не вышло. Тогда поехали по указателям на Чернигов, и в том месте, где уже за городом черниговская трасса уходит направо, увидели дорожный знак с кроватью и в 100 метрах за развилкой - небольшой новенький мотель с сауной, мойкой машин и шиномонтажем. Двухместный чистый номер без душа с туалетом и раковиной обошелся где-то в 25 $. Утром видели дальше по трассе несколько мотелей. Похоже, гостиничный бизнес только начинает развиваться.

Валюта.
В Белоруссии надо иметь белорусские рубли. За страховку и платную дорогу берут российские рубли, доллары и евро. Транзит берут в долларах и, кажется, в евро. Штрафы, заправки, еда и т. п. ТОЛЬКО в белорусских рублях, причем обменников мало (после границы по трассе, кажется, нет). В Минске меняли в обменнике на вокзале (шикарный, современный вокзал!) и стояли в очереди. (100 р. ~ 5400 бел. рублей, если не ошибаюсь).

В Польше. Конечно, злотые, но на заправке и в отеле у нас взяли доллары. Только надо иметь мелкие купюры - со стодолларовой бумажки просто не будет сдачи (на обратном пути в мотеле выгребали по карманам всю мелочь, т. к. 100 $ не взяли). В Москве злотые не удалось найти, на границе в обменнике было 3 злотых. От Бреста до Варшавы ни разу не удалось расплатиться карточкой Виза. Потом ее принимали, но у нас уже были злотые. Карточку берут на заправках, платил ей за ремонт в мастерской, снимал деньги в банкомате на заправке. (1 $ = 4 злотых).

Евро - это очень удобно, к тому же Визу принимают всюду. Евро надо покупать до поездки, это выгоднее, чем менять там доллары. Очень понравилось, что новые монетки с одной стороны стандартные, а с другой имеют символику государства, где они выпущены. В Германии это вызывало большой интерес, когда расплачивались голландскими монетками.

На Украине. В львовском отеле был логотип Визы, но сказали, что принимают только днем. Думаю, что ночная дежурная просто не умела пользоваться терминалом. Доллары берут в отелях, но лучше иметь мелкие. Заправлялся газом за гривны. На границе берут дорожный сбор 55 грн. На российской стороне есть обменник, где можно обменять оставшиеся гривны. (1$ ~ 5 грн).

В России. Как это ни глупо, при въезде в Россию у нас были только доллары, евро и карточка + 250 р., полученные за гривны. Решили, что поменяем нужную для заправок и обеда сумму не на границе, чтобы и курс получше, и обменник поприличнее... Доехали до Орла, приехали в город, к вокзалу. Из-за праздника обменники были закрыты все. Пришлось менять 100 $ в баре при мотеле на выезде из города по невыгодному курсу. В праздники и выходные это надо иметь в виду, чтобы не остаться без денег на трассе.

Машина
(ВАЗ 21213 1999 г, пробег до поездки 49 тык. Коробка передач перебиралась осенью). Машину готовил: сменил масло, передние и задние колодки, отрегулировал ручник, поменял жидкость в сцеплении, отрегулировал ход педали сцепления. За неделю перед поездкой отрегулированное сцепление развалилось, успел поменять. Смотрели ходовую, сделали сход/развал. Проверил уровень масла в коробке, раздатке, мостах.

Из проблем: крестовина кардана, свечи и, возможно, трамблер. Кардан ремонтировался в Кракове полдня. Трамблер вылечился заменой бегунка на трассе, свечи, кажется, прокалились и сами прошли.

Вывод - надо было серьезнее заниматься трансмиссией перед поездкой, возможно, перебрать ее. Надо брать работающий трамблер в сборе. Надо изучать про газовые переходники. Был бы голландский переходник, я бы горя не знал вообще. В сомнительных местах, видимо, надо заливать бензин на марку выше, чем обычно.

На бензине машина имеет достаточный запас мощности даже на хорошем автобане, чтобы ехать быстрее фур и обгонять, не создавая помех быстро идущим машинам. На газу мощности поменьше, но не настолько, чтобы это создавало помехи для потока (впрочем, это еще вопрос регулировок). В Польше и на Украине, где скорости меньше, этого совсем не чувствовалось. Комфорт, конечно, аскетический, но тоже терпимо. Шумновато. По хорошей дороге проходится 800 км. в день, по плохой до 500. Два человека могут довольно удобно устроиться в короткой Ниве даже с вещами.

Общее впечатление.
Очень понравилось! Из банальной поездки с научным докладом получился хороший маленький отпуск, отдохнули и посмотрели интересные места. Не говоря уже об Амстердаме, в который хочется еще вернуться, и в целом о Голландии, осталось очень приятное впечатление от Польши, хочется поехать туда на подольше и теперь понятно, что это вполне реально. Пополнили впечатления о границах. К сожалению, почти не видели Германию, но это в другой раз. И еще мы смогли это проделать(!), несмотря на прогнозы друзей и родственников.

Информация "ОиП" и материалы FAQ были очень полезны при подготовке маршрута. Хочу поблагодарить всех, кто давал советы в ответ на мои вопросы в конференцию. Как только будет готов подробный отчет с дорожными впечатлениями, дам на него ссылку здесь. С удовольствием отвечу на вопросы.

Историк.
10 Марта 2002.
Оригинал здесь.

Ремонт крестовины заднего кардана в Кракове

[Предыстория (добавлено автором 31 декабря 2002). На обратном пути из Амстердама время от времени стал появляться редкий металлический лязг из трансмиссии, особенно после движения на большой скорости. Спустя некоторое время стало понятно, что лязг возникает при торможении двигателем и при переключении на низшую передачу, когда, опять же, двигатель слегка подтормаживает. Визуально в трансмиссии ничего не выявилось. Было принято решение тянуть на восток сколько можно, напряженно вслушиваясь, не усилится ли звук (так и тянет вставить сюда, "постепенно теряя высоту" :-). При длительном движении от Берлина к польской границе со скоростями 70-90 км/ч звуки весь день не появлялись, но возникли снова, когда на хорошем участке возле Вроцлава удалось проехать около полутора часов со скоростью 110-120 км/ч. К этому моменту уже не оставалось сомнений, что звучит крестовина. Были сомнения насчет возможности ремонта и стоимости, но звуки слышались все чаще, причем уже не только при торможении двигателем, но и при движении накатом. Дело было к вечеру, а на следующее утро в предместьях Кракова был встречен придорожный автосервис.]

Когда кардан разобрали, мастер спросил, какого года машина и какой движок (1,6 или 1,7 или дизель), и ушел куда-то звонить. После этого кардан лежал на верстаке без движения где-то час, мы ушли обедать, а когда вернулись, машина была готова. Мы поняли, что крестовину нашли в городе, привезли и поставили.

Вначале было подозрение, что проблемы с дифференциалом заднего моста. Сняли полуоси, вынули внутренности, а оно все в порядке. Я подозревал крестовину с самого начала, но по незнанию языка быстро объяснить не смог.

Вообще Нива не вызвала на сервисе недоумения, чего я очень опасался. То ли мастера знают Жигули, то ли в Польше есть что-то близкое. У меня была с собой книга по устройству Нивы как раз на такой случай. Я ее показал мастеру, он ее листает, смотрит схемы и приговаривает "Вемо, вемо" (похоже, "Знаю, знаю").

Когда гуляли по центру Кракова и пили кофе, мимо нас проехала белая Нива с краковскими номерами, в которой сидел, как нам показалось, очень довольный жизнью человек. Мы не успели среагировать, как она уже проехала. Было очень приятно, только жаль, что не удалось пообщаться.

Историк
10 Марта 2002.
Оригинал здесь.