NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 История Нивы SFK4x4
 Автор SFK4x4

Все началось с того, что я продал свою вторую девятку, которая замучила меня поломками – за два с небольшим месяца я дважды поменял сцепление в сборе (брак изготовителя), у меня дважды срезало привода (тоже брак), также дважды менял ШРУСы(туда же), а под конец меня заставили ободрать тонировку ;(

В общем, отремонтировал я ее, удачно и быстро продал, добавил еще чуток и на следующий день купил годовалую Нивку 213 цвета мурена с пробегом 20 тыс. км. Из всех радостей жизни у нее был только CD player с мощными колонками и шипованная зимняя резина Nokia Hakkapelita 1 175/80 R16. Летняя резина была Вли10. Случилось это все в конце мая 2000 г.

До этого опыта вождения полноприводной техники я не имел вообще, и поэтому первый месяц был потрачен на привыкание и осваивание приемов. Сухой и мокрый асфальт, гравийка, грязь, песок, сухая и мокрая трава – опробовал везде, где мог и понял, что полный привод сильно отличается от переднего и заднего. И если умерить гоночные амбиции (а на девятках я любил иногда погонять, а на межгороде вообще всегда ездил столько, сколько возможно) и не гонять больше 120, то Нива вполне комфортный автомобиль, к тому же способный отвезти меня на рыбалку туда, куда раньше я ездил только после двух недель сухой погоды.

С самого начала я не имел представления о грозящих проблемах, специфических именно для Нивы, поэтому не боялся поломок (а девятки свои я всегда без проблем ремонтировал своими руками на трассе) и смело поехал в конце июня в Сочи в свадебное путешествие. Вся подготовка к поездке свелась к переделке сидений (штатные почти развалились – предыдущий хозяин был могучего телосложения) и протяжке всей подвески.

Вибрациями машина не досаждала, погода была чудесная, и 1300 км от Тольятти до Ставрополя я одолел за 14 часов. Я был поражен тем, что мог ехать 100 там, где раньше быстрее 60 просто никогда не рискнул бы, т. к. боялся оставить там полмашины - особенно от выезда на Саратовскую трассу и до Саратова – там не дорога, а старая бетонка со ступеньками до 10 см высотой.

На следующий день я за 12 часов одолел оставшиеся 1000 км до Лазаревского и был поражен еще раз – по перевалу пришлось ехать через Джубгу – дороги там тогда не было, а были грейдеры, которые своими ковшами рыли гору и расчищали путь. Дорога как раллийный доп на ралли Кипр ;) Так я там не просто проехал, а проехал достаточно комфортно и безопасно – единственную опасность представляли местные спиди-гонзалесы (тоже на Нивах), которые внезапно вылетали из облака пыли и очень быстро в нем же исчезали. Ну да бог с ними, т. к. они местные и дорогу знают на зубок.

Потом я сделал для себя еще одно открытие – мы поехали на Красную поляну и попали в дождь. (Тут небольшое отступление – у меня достаточно неплохая водительская подготовка, и моими учителями были спортсмены кольцевики и раллисты. Довелось поездить и на боевых машинах, и покувыркаться, и много чего еще.) Так вот быстрее меня по серпантину проехали только две субары явно боевой наружности – а желающих было немало. Полный привод, небольшие размеры, отличная тяга (ехал всю дорогу на пониженной передаче) – я получил неописуемое удовольствие (хотя зазря не рисковал и на рожон не лез).

Потом было еще много разных поездок и по трассе, и по городу, потом вообще зима началась (а зимой, как известно, нет в городе машины быстрее Нивы). Должен сказать, что резина нокия в плане проходимости рулез, но вот в занос машина на ней уходит очень резко и практически без предупреждения, хотя скорость при этом очень приличная и для рядового юзера редко достижимая. Опасно именно то, что занос начинается очень внезапно и развивается очень быстро. В ту зиму я имел возможность сравнить эту резину с бриджстоуном (winter dueler по-моему) нешипованным и шипованной Вли10. Бриджстоун конечно гораздо более мягкая и плавная резина, но не позволяет ехать настолько быстро. Занос на ней очень плавный и понятный. В целом бриджстоун очень предсказуемая и безопасная резина. Вли10 на шипах это из разряда циркового номера «корова на коньках». Очень медленно и очень опасно. Хотя очень мягко.

В последние дни зимы потягал с пляжа паджеру пятидверку (начальника моего) – она лишилась переднего привода и не могла себя тягать. Я ее вытащил с горем пополам и с помощью ее заднего моста. Однако после этого у меня начались проблемы – пошла вибрация, стали вылетать передачи, перестала блокироваться раздатка. Мой пробег к этому времени достиг 50 тыс.км (всего 70). На станции поставили диагноз – ремонт коробки, раздатки, замена крестовин, ШРУСов, тяг, сайлентблоков и еще по мелочи до кучи. Однако после ремонта появились новые проблемы, устранение которых на сервисе (который признавал свою вину) приводило через короткий промежуток к следующим проблемам и т. д. Такая бодяга продолжалась до июля месяца, с работой стало плохо, и я решил, что для моего бюджета это стало накладно и машинку нужно продать. По случаю получилось загнать машинку на геометрический стенд (правильное название не помню), который показал фатальное нарушение геометрии кузова.

В общем, машинка была подготовлена к продаже и быстро и удачно продана в августе 2001 г. с пробегом 80 тыс. км.

После этого прошло полтора года, из них почти год на десятке 103-ей (полный отстой), когда появилась финансовая возможность купить новую Нивку. Дело было в ноябре 2002 г. и цены как раз, как выражаются биржевые спекулянты, достигли своего дна. В общем, поехал я в субботу утром по магазинам и в третьем по списку (Восток-Лада) купил я 214-ю за 132 400 руб. Выбрал из имеющихся ту, у которой меньше тряслись рычаги раздатки в нейтрали. Оказалась белого цвета, как я и хотел. Но она оказалась на резине Вли5, чего совсем не хотелось – но они все были с такой резиной, а с другой стояли только прошедшие «тюнинговую подготовку». Менять резину мне отказались, но предложили купить у них комплект колес (не помню что именно, но что-то очень отечественное и на родных тазиках) явно втридорога – я отказался.

Оформили все очень быстро и через три часа я уже сидел на фирме Юрол и мне устанавливали сигнализацию, гарант, зеркала с подогревом и повторителями поворотов и волговскую дуду (все расходы по этой машине собраны с небольшими комментариями в экселевском файле). Часа через два заметил, что под передним мостом образовалась лужа масла на светлом кафельном полу. Залез под машину и понял, что течет из-под крышки РПМ. Попытка подтянуть крышку ничего не дала. Позвонил в магазин, где покупал, и мне объяснили, что все претензии я могу предъявлять только ВАЗовскому сервису. ВАЗовский сервис очень оперативно ответил, что пока машина не поставлена на учет и не получила номера, они с ней дела иметь не будут и обещали показать на сей счет официальную бумагу, если я к ним все-таки приеду. И рекомендовали мне сильно нажать на продавца, чтобы он устранял дефект либо менял машину. А времени уже 5 вечера субботы и никого нигде уже нет. Было принято решение гнать машину в гараж, а перед этим закачать в РПМ литр трансмиссионки, т. к. лужа была уже очень большая. Чек сохранил.

В понедельник с утра поехал на работу, и там выяснилось, что один из топ-манагеров автомагазина очень хороший знакомый моего директора. Таким образом, удалось решить вопрос по ремонту машинки силами продавца – мне даже деньги за масло вернули ;) Правда в деньгах мне это обошлось гораздо дороже, т. к. директор очень любила хороший коньяк и конфеты Ferrero Rosche (так помоему пишется) ;-))))) После этого машина была поставлена на учет, получены номера, обмыта в компании друзей и родственников ;)
Сразу обратил внимание на два серьезных бага – машина практически не хотела ехать накатом (но это любая новая ВАЗонка так себя ведет), а также сильно вибрировали рычаги раздатки на скоростях до 40 км/ч (кстати, этот баг не устранен по сей день). Во всех прочих режимах машина была очень хороша и вибрациями не досаждала.

Между тем зима начала давать о себе знать, и дальнейшая езда на влипяти стала просто опасной. Объездив все магазины города торгующие шинами и дисками и составив небольшую табличку (а я то думал что изобилие…), я понял, что можно либо купить дорогую импортную резину на 16 дюймов и смонтировать ее на штатные тазики (размер позволяет), либо купить литье на 15 дюймов и к нему четыре отечественных зимних колесика не самого лучшего качества. После недолгих размышлений я выбрал вариант дорогой импортной резины – была куплена шипованная резина Gislaved NordFrost C 195/75 R16, и смонтирована с камерами на родные тазики. Влипять была положена на полку в гараж, где лежит по сей день, а пятое колесо влипяти служит запаской, которой правда за два года ни разу не пришлось воспользоваться.

Эффект от смены резины почувствовал сразу – кроме естественного исчезания гула и преодоления звукового барьера на 40 км/ч, машина стала просто по другому управляться, появился накат и т. д. Но это эффект от установки любой не тракторной резины. А вот то, что на льду при торможении зад не старался обогнать перед, при торможении в повороте также не возникал занос, а также то, что в снежно-водяной каше резина не всплывала – это я отношу целиком на счет качества резины. Дальнейшая эксплуатация в течение двух зим подтвердила разумность моего решения по выбору резины. Непреднамеренный тест на проходимость (две сцепившиеся на внутридворовой дороге машины оставили мне единственный вариант выезда – через придорожный снежный отвал высотой полметра, сделанный дворниками лопатами и тракторами, дальше по газону покрытому снегом глубиной около 30 см, далее опять через этот отвал обратно на дорогу. А вариант подождать не годился, т. к. ребенок маленький, жена нервничает, на улице около нуля и очень сильный ветер и вообще время вечер и от врача (куда мы ездили) до дома каких-то полтора километра. Машинка справилась с поставленной задачей без проблем, резина совершенно не закапывалась (главное не газовать сильно и не копать себе яму) – приминая снег мы спокойно переползли на первой пониженной через бруствер, потом потихоньку проползли метров 100 по газону, описав полукруг, и, перевалив через бруствер, снова оказались на асфальте. Помня свою предыдущую резину (нокия) я понял, что мне сильно повезло с выбором, т.к. на Нокии я бы точно закопался на газоне - снег мокрый и очень коварный.

Поэтому следующий незапланированный тест внедорожных способностей резины проходил уже гораздо спокойнее – мне надо было подъехать к складу за городом, чтобы забрать комплект шумоизоляции. Там в основном проезде фуры стоят, а объехать их можно только через немаленький сугроб высотой чуть выше капота и длиной метров пять. Спросив товарища на предмет наличия столбиков (помните про обошедший все телеканалы сюжет о Мерседесе, решившим протаранить снеговика? Снеговик оказался налеплен на остаток бетонного столба. Мерседесова морда разбита в хлам) и прочих неожиданностей, я успешно преодолел сугроб ползучим способом. Погода, правда, способствовала (около -10). Однако у таких «преодолений» есть один минус – потом приходится долго выковыривать снег из подвески и защиты, т. к. если этого не сделать, ночью на стоянке он смерзнется в камень и в лучшем случае сделает машину табуреткой, а в худшем что-нибудь повредит – тормозной шланг к примеру.

Декабрь месяц в нашей местности традиционно богат сильными морозами, а машину я принципиально хранил на стоянке, хотя мог и в гараже. Однако гараж имеет температуру в боксе плюс 20-24, а машина эксплуатируется каждый день. При таких условиях машина постоянно проходила бы через ноль и никакой антикор не спас бы ее от сгнивания за одну зиму. К тому же антикор к тому времени я еще не сделал, т. к. делать его в мороз мне сильно отсоветовали (типа отвалится кусками в самых неподходящих местах). В общем, в один прекрасный день утром 1-го декабря я не смог завести мотор. Ночью было минус 35, утром минус 32. Через час усилий был найден тягач в виде хлебовозной газели, и меня потянули со стоянки. Проблема была в том, что все четыре колеса напрочь отказывались вращаться. Через полчаса катаний по укатанному снегу колеса начали проворачиваться и еще минут через десять я смог завести двигатель. Лобовое стекло к этому моменту покрылось полусантиметровым слоем льда от моего дыхания ;)

После этого история с заводом повторялась еще пару раз, и было принято решение ставить термос. 25 декабря мне за 5 с половиной тысяч поставили это чудо инженерной мысли, которое, как выяснилось, до меня на инжекторную Ниву вообще не ставили. По этому поводу к установщику на сервис приехали представители изготовителя и усилиями коллективного разума изобретали схему подключения и управления. Додумались до того, что приспособили мне для управления тройником тросик подсоса, который установили на штатное место, и пообещали бесплатное обслуживание в первые два года при обнаружении любых багов и прочих недодумок. К слову, главной недодумкой была схема управления с тросиком и тройником, которую через полтора года они придумали, как заменить и таки заменили. Но слово не сдержали и замену произвели за деньги. Но до этого они мне честно и бесплатно несколько раз регулировали всю систему, дважды меняли тросик, продували систему после слива тосола при ремонте.

Вообще термос показал себя с самой лучшей стороны – мне случалось оставлять машину на стоянке на 5 дней (болел и сидел дома), а морозы в это время были приличные. Так после этого я приходил на стоянку, включал термос, курил пять минут, после чего заводил машину с пол-оборота. Масло в двигателе на ТО1 было залито Mobil5W50, а в мосты Mobil HD 80/90 GL4. GL4 залили потому, что GL5 по заверениям сервиса ну совсем немилосердно к сальникам переднего/заднего мостов. Мосты после этого тоже больше не замерзали.
Второго декабря меня достала раздатка, и я поехал на ВАЗовский сервис с жалобой на вибрацию. И получил достойный ответ – ТАКАЯ вибрация недостатком не считается, вот если сломается или отвалится чего – тогда приезжай. После письменных с ними препирательств было принято решение не тратить на них более времени, т. к. его уже было потрачено больше, чем стоит вся трансмиссия в сборе. На ВАЗовский сервис я с тех пор ездил только дважды – один раз для замены сгоревшего генератора (сгорел натурально – открыл капот, а он горит сине-желтым пламенем. Залил водой из пятилитровой канистры и избежал пожара). Второй раз я туда ездил с претензией на дырявую прокладку впускного коллектора, которая выдавала себя звуком похожим на тот, который издает турбина при стравливании избыточного давления. ВАЗовский сервис дал второй достойный ответ – вот сгорит полностью, либо машина перестанет работать – тогда приезжайте, поменяем. А пока все работает – причин для ремонта нет. После этого я обматерил их от души, грохнул напоследок дверью и больше с ними вообще не связывался.

Да, кстати, про ВАЗовский сервис. Есть у них дурь такая – ТО имеет право делать любой авторизованный сервис (этим я и воспользовался и делал ТО на крумб-сервисе). Но при этом гарантийный ремонт имеют право делать далеко не все авторизованные сервисы, а только сеть АвтоВАЗтехобслуживания и некоторые дилеры. Крумб-сервис права на гарантийный ремонт не имел. Так мне отказали в гарантийном ремонте на центральной станции (Восточное кольцо) на том основании, что я не проходил у них ТО. После недолгих но горячих разборок генератор мне поменяли, но осадок, что называется, остался. Чуть позже я узнал, что у них существует негласное правило отказывать в ремонте всем, кто не проходил у них ТО, либо если упорствуют заматывать бюрократией. Совок так и остался совком;-(((((

В начале февраля 2003 г. вдруг совсем неприлично вырос расход до 50 литров. После разбирательств на сервисе был выдан диагноз – дерьмовый бензин. Почти все слили, оставив пару литров до ближайшей Лукойловской заправки. С тех пор стараюсь заправляться только там, и больше проблем с расходом не было.
После нового года появилась небольшая премия в финансах, и было решено немного доработать машину – поставить калитку для запаски (т. к. термос под капотом съел все место, и колесо туда больше не помещается), противотуманки, ноздрю на капот (надоело получать в лицо порцию снега, а потом пара после ночного снегопада) и электростеклоподъемников (штатный водительский успело заклинить, а на пассажирском тросик был близок к обрыву). Все успешно было поставлено на крумб-сервисе, хотя с калиткой они явно схалтурили, т. к. при открывании ее перекашивало и подклинивало. И через пару месяцев ее естественно заклинило насмерть в полуоткрытом положении. Так я к ним и приехал – и они без вопросов приняли ее на гарантийный ремонт. Через неделю позвонили и поставили обратно. Чем они занимались неделю – неизвестно, но внешних изменений я не заметил – как была ободранная и чуть ржавая, так и осталась. Тогда у меня закралось первое подозрение насчет крумб-сервиса.

16 января был куплен и установлен комплект шумоизоляции – работали с 8 утра и до 10 вечера втроем – двое ребят из установочного центра и я. Быстро разобрали весь салон, но переднюю панель снять не смогли, как ни старались, поэтому передний щит обклеили где достали (причина выяснилась позднее – ребята которые устанавливали термос так крепко натянули тросик и так хорошо его закрепили, что панель не отодвигалась вообще; тогда нам это в голову не пришло). Набор материалов был не стандартный, а набранный по принципу «бери что сможешь унести». Впрочем, мне помогли с выбором того, что нести стоит, а что нет. И вот это все было наклеено на пол, двери, бока, багажник, арки и крышу. Про крышу отдельная история. Ребята долго упирались и ни в какую не хотели снимать обивку потолка – но я их уломал за дополнительное пиво. Сняли. Обматерились и обчесались – там полно стеклоткани. Но еще хуже это потом собирать – двое держат направляющие, один попадает в дырки. Поломали все пластиковые держатели, заменили их на что-то похожее от классики. В итоге потратили на крышу 4 часа. Но результатом остались довольны.

До конца марта пытался победить раздатку – даже посетил нескольких «шаманов», один из которых (ВАЗовский сервис!) мне под раздатку вырезал прокладки из фанеры, предварительно для крепости смочив их в отработке. Я решил попробовать, что получится и если будет толк, то потом изготовить более долговечные прокладки. Однако толку не было никакого, хуже того, все перекосило ужасно, и я все вернул на круги своя, отбалансировав раздатку динамическим методом. С тех пор так и езжу – с трясущимися рычагами раздатки на скоростях до 40 км/ч.

30 марта купил резину КамуФлейм и смонтировал ее на кованые диски Слик. Очень доволен как универсальным вариантом, когда и по городу хорошо, и на трассе, и вне дорог неплохо. В очень сильную грязь не лазил, т. к. не было такой цели, а Нива, как известно, «это автомобиль, который застрянет там, куда другой просто не доедет». Мне же большей частью нужна была именно способность Нивы проехать там, куда другие не суются и тем самым получить в свое распоряжение свободные места на природе. Дико звучит, но факт: за 80 км от Тольятти на берегу Волги с трудом можно найти место, свободное от соседей, даже в будний день. Спасает только Нива, хотя пару раз я видел, как туда проезжали на Оке – там где сильно трудно проехать трое мужиков ее на руках переносили ;)))

Через две недели после установки летней резины меня достала ее способность пачкать стекла даже на сухой дороге. Дороги к тому времени подсохли, температура перевалила за 0, и была сделана антикороззийка Тектил Цинк и поставлены локеры с расширителями арок. Надо сказать, помогло ;) Грязи на окнах стало меньше, но все равно больше, чем с родными тазиками. Тогда же сделали тонировку – самый минимум, только чтобы от солнышка защищаться.

К этому времени меня совершенно достали стандартные тормоза, которые никак нельзя назвать информативными и которые к этому времени стали работать только в двух положениях – включено и выключено. Была сделана доработка, содержание которой мне не раскрыли, но обещали все вернуть на место, если мне не понравится – и даже деньги обещали вернуть. В общем, на таких условиях я согласился на доработку. Результат превзошел все ожидания – тормозить машина стала не только лучше, но и гораздо более понятно и управляемо! Т. е. нажал чуть-чуть – она и тормозит слегка, нажал посильнее – она и тормозит чуть сильнее, и т. д. С тех пор прошло полтора года – но тормоза до сих пор меня радуют.

В августе 2003 полностью разобрал салон и поверх уже сделанной шумоизоляции наклеил на двухсторонний скотч изолона строительного 3-х миллиметрового – где в один, а где и в два и более слоев. Прелесть этого изолона в том, что он склеивается сам с собой при нагреве строительным феном. Также доклеил оставшиеся дыры под передней панелью. После всего этого стало не только тише, но и теплее ;)

В конце августа совсем достала педаль сцепления – мало того, что скрипит, так еще и проваливается. Поменяли главный цилиндр сцепления – на три месяца все пропало, а потом началось с новой силой. Зимой доходило до того, что я не мог включить передачу т. к. не выключалось сцепление! Т. е педаль нажималась, а сцепление не выключалось. Поездки по магазинам привели к пониманию того, что там продаются точно такие же цилиндры, как у меня под капотом, а следовательно их покупка смысла не имеет. Кое-как проездил всю зиму, и с потеплением весной эффект стал пропадать, а сцепление - снова стало работать, хотя педаль осталась такой же скрипучей. Проблема решилась только в конце августа 2004 – я нашел в магазине цилиндр марки КРАФТ, который тут же купил и вскоре поставил – и все проблемы решились. Посмотрим, что будет зимой – пока температура опускалась до нуля и все вроде работает (тьфу три раза и тук-тук по дереву). Итого на разборки со сцеплением ушел год!

Столько же времени ушло на разборки с вонью бензина – было меняно все, переделано по схеме ALERa, спаяна банка – но проблема была решена только в августе 2004 после очередной переборки. Но хорошо не бывает вечно и сейчас вонь опять берет верх – на этот раз проблема в прохудившейся пайке на самодельном сепараторе. На ходу ничего не пахнет, т. к. трещинка совсем маленькая, но за ночь стояния в гараже вони набирается достаточно. Пока замазал все автомобильным пластилином, но потом обязательно надо ремонтировать. Одно радует – после всех этих экзекуций я салон Нивы разбираю и собираю чуть ли не с закрытыми глазами ;)

В апреле 2004 поменяли схему управления термосом – теперь он работает полностью сам и тросик больше не нужен. Т. е. я могу спокойно включать и выключать подачу тосола в радиатор печки не рискую при этом взрывом системы от избыточного давления, которое образовалось от того, что тросик закис и не смог переключить тройник.

22 июня 2004 г., заехав на бордюр побольше, я увидел, что у меня все чехлы ШРУСов дырявые. Однако времени совсем не было, надо было срочно ехать – и отдал машину на сервис. Поменяли три ШРУСа из четырех, к чему я совершенно не был готов ни морально, ни материально. И даже не спросили ;( Это был второй звоночек по поводу крумб-сервиса.

После этого было принято решение доверять сервису только те работы, которые я сам никак не могу сделать и выполнение которых я могу лично проконтролировать.

Итого на 7 октября 2004 года мой пробег 20500 км, сделано ТО3, прошприцевал крестовины и шлицевые, заменил сальник левого привода РПМ, поменял масло в РПМ и подготовил машину к переезду ;)

Все детали по расходам на машину можно посмотреть в прилагаемом файле – там информация по бензину, обслуживанию, ремонту, доп. оборудованию, оценка стоимости эксплуатации и оценка остаточной стоимости, а также расчет реальных геометрических размеров колес.

Приложение. Файл sfk4x4.xls в виде архивов sfk4x4.zip и sfk4x4.tar.gz (38 Кб).

08.10.04.








 

09.07.04.