NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Изменение вылета, ширины и бэдлоки на основе стальных дисков
 Автор MEW

Задача была, найти, добыть, сделать, диски под новые шины 35”, покуда шины стОят не 3 тысячи, то деньги у меня закончились и упреки, «Что? шины 1\3 цены машины, а на литки не хватает?», не канают совсем. Взор упал на запаску с Я569 на стальном диске производства КрКз, с вылетом ЕТ48. Ну думаю: что ж, запорю, так не велика потеря 1400-1500 р.

Рассмотрел соединение обода с центральной частью-фланцем, 4 сварочных шва, не контактная сварка как у нивовских. Умелые руки взяли знакомый инструмент, сточил болгаркой сварку, выполнена была аккуратно, стачивать несложно, недолго. Несколько хороших ударов тяжелым молотком по центральной части и сдвинулась, готово:

Далее крутил-вертел, получилось не сразу.

Есть вариант перевернуть одно относительно другого и можно спокойно вывести вылет в ЕТ0 или +-10 от нуля, переворачивать надо из за того, что не к чему будет приваривать, сдвигом центряка в глубину можно вывести только около +25+30, о решении этого вопроса далее будет. Бортировать надо будет с обратной стороны, широкая полка за хампом будет с обратной стороны, бортируют и разбирают только (далее может расскажу почему) с внешней стороны, где от хампа до ямки совсем близко. Есть ещё нюансик: если бортовое кольцо собьет, то оно будет не сразу в выемке, саморазбирается обычно с внешней стороны, тут вроде есть плюс, меньше грязи набьется. Необходимо заварить старое отверстие под сосок и просверлить новое.

Но мне такой вариант не подходил по следующей причине: я хотел сделать бедлок – фиксирующее бортовое кольцо-шайбу, получилось бы так, что сторона с бедлоком там, где широкая часть диска за хампом, с противоположной узкая, с которой и можно собрать шину. Попробовал собрать шину с неправильной стороны, руки, молоток и 2 монтажки есть. Натянул Я569, натянул один борт без особых проблем, помогал кое-где домкратом, зверство? Да! С Симексами я такого не проделал бы, жалко. Поняв что это бредовая идея, попытался разобрать. В гараже уже было холодно, я аж вспотел. Начал думать, как сюда, сюда и туда приложить большие силы.

Порвал резину с кордом на бортовом кольце, на нем замыкаются силовые линии корда от воздействия внутреннего давления, лицезрел стальную проволоку кольца, жалко, мишка был 9 мм из 12 мм новых, мало катанный. Мылил, зверства с домкратом, были мысли разрезать диск, как-то же я его туда натянул. Что отличает опытного человека от новичка? Правильно! Опытный всегда сам найдет выход из собственной глупости! Забортировал и второй борт туда же, с неправильно стороны, разобрал по правильному. После мишку починил, бортовое кольцо зашил леской, успешно лежит как запаска в салоне. Диск разобрал, хорошо не проварил.

Значит такая фигня не подходит для бедлоков, а так хочется! При ЕТ0 между ободом и центральной частью зазор с палец, то есть варить не к чему, как бы так сделать, что бы что-то (что?) подложить и ещё и приварить поточнее, выводя вылет в 0… Попил чай со сникерсом, в гараже прохладно, пришла мысль. Замерил разницу между диаметрами, вышло около 10 или 12 мм по радиусу, не помню точно, напилил кубиков из квадратного прутка, контролировал по штангелю, подтачивал, добился разброса в размере +-0.1мм. Прихватил к центральной части по кругу 4 штуки, Зачистил все, что надо, от металла, забил, шло туго, как надо, вывел в 0, сначала грубо, потом поточнее,  клал на обод строительный уровень, от него до привалочной плоскости мерил штангелем, по кругу, по кругу, много-много раз. Мысленно проведем плоскость по привалочной под ступицу на диске, также по кромке диска, что со стороны широкой части за хампом. Надо чтобы эти плоскости были параллельны как можно точнее, посему диски лучше брать новые, кромка и привалочная плоскость будут измерительной базой и в будущем. Процесса измерения не фотал, нудное занятие.

То что вышло с внутренней стороны:

С внешней:

Привез я с огорода старое ржавое железо, ещё весной, я ж нивовод, кусок забора, понаварено всяких прутков. Нарезал сантиметра по 4 прутки, диаметром около 5 мм, чуть подзагнул, разложил, проварил. Думаю, не надо говорить, что варить надо крест на крест, с начала к ободу или диску, а потом между собой.

Это уже покрашенный задний диск, его мне ещё предстоит переделывать...

Перфекционисты могут отнести в балансировку, слабонервные на этом могут закрыть браузер.

Далее предстояло придумать бедлоки. Глянул форумы, надо 2 шайбы, одна с закладными гайками приваривается. Металлоемко, столько стальных дверей у меня нет, есть одна, соседская, не-не, он сам отдал, с 8-го этажа более 100 кг, кто ж станет выносить то? Мысль была давно, но такой реализации я ни у кого не видел. Срезать по хампу, перевернуть, приварить, приварить гайки и прижимать шайбой с болтами. То есть центрироваться будет по хампу. Мне показалось хорошей идеей, точнее хорошей, кроме гаек.

Отрезал, проварил по кругу.

Как размечал прижимную шайбу думаю расписывать смысла нет, зная радиус можно вычислить длину окружности и разделить, заморочка была, но осилил кажется вполне точно, но не везде расстояние между отверстиями одинаково, в прочем мелочь. 

Надо учитывать расстояние от центра болта до грани гайки. Размечаем, керним сверлим.

Загадка, чем резал? Гидроабразив, лазер, плазма? Станок с программным управлением?

Болтики\гайки решил брать М10, проще варить, но больше вес, такое количество (31, с пропуском под сосок), чтобы прижатие было равномерным.

На болтики накрутил гайки, вставил в отверстия и по гайке прикрутил. Гайки вошли в диск плотно, очень я бы даже сказал, подстукивал даже, чуть подтачивал торцы гаек, приварил, открутил болтики, проварил гайки, между диском и гайкой дополнительно пластинки на всякий случай прихватил, нагрузка там не мелкая должна быть, давление воздуха и силы вдоль оси колеса:

Покрашено:

Можно вздохнуть и подумать, что все сложности позади.

Поехал заказывать шины, там меня напугали что мол неправильно будут работать шины, надо диск минимум 7, а лучше 8-9. Проверить сплющиваемость на 6 и 7.3 мне пока не осуг, да и не на чем. Значит, взялся расширять, долго прикидывал «как?!?!??!»

Решение пришло.

Режем в ямке с помощью которой собирают колесо, туда проваливается борт и дает возможность натянуть на край диска. Размечал место реза так: линейкой взял отступ от края и ставил метки каждые 5-10см по окружности примерно по середине этой части диска, обернул малярным скотчем по этим меткам, черной аэрозольной краской сбрызнул по кругу, снял скотч, отрезал. Необходимо дистанцировать части диска друг от друга, по кругу привариваю 8 пластинок толщиной около 4 мм шириной около 10 мм, длина 50 мм, расширять решил на 40 мм, то есть с 6 до 7.4 дюйма. Пластины привариваются сначала к самой массивной части, на глаз, сильно можно не заморачиватся, далее подгибаются так чтобы можно было вписать по их верхам окружность в диаметре около той, что отрезали, вот тут надо заморочиться, от этого будет зависеть биение, и, чтобы не обрекать себя на дополнительную работу. Натягиваем сверху отрезанную часть, диск ложится на ровную поверхность, выводим ширину, я брал расстояние от плоскости стола до края диска, учитывая необходимое расширение и все прочее, можно взять запас на сжатие после сварки, по кругу, по кругу, вращаем, отмеряем. Подкладываем угольник, по кругу, по кругу, если есть биение, то, думаю, не надо описывать, как оно обнаружится и где что мерить, и смотреть? Ладно, верхняя и нижняя части должны быть на одном расстоянии до края угольника. То есть поставил на стол угольник и вращаешь его или диск по кругу, нижняя часть должна быть перпендикулярна оси вращения диска и параллельна столу, смотреть на расстояние между верхней и нижней кромкой диска до угольника. Я его прикручивал на машину и крутил двигателем на 1-2-3-4 пониженных, биения было не заметно. Фото обмерки нет.

Мерим расстояние между частями диска, у меня было от 39 до 43 мм, я забыл пометить, как части были изначально. Потому пластины резал разной ширины, необходимо стараться подгонять пластины так, чтобы зазор был минимальный, либо одинаковый. 4 штуки, толщина 3 мм. Сначала с противоположных сторон накладывал, загибал предварительно, прихватки точками, по месту подгибал, прижимал, прихватывал, тщательно подгоняя по месту, потом другие:

Собрали? Можно варить швами, варил тоже с противоположных сторон, потом срезал дистанционные пластины и проварил с внешней стороны. Сбиваем шлак, зачищаем, красим, промазываем герметиком швы на всякий-який.

Диск с выведенных 7.4, сжался до 7.29 после сварки. Электроды использовал Уони 13\55. Биения  сильного не было, покрутил на машине.
Собранное колесо давало биение на глаз не более, чем Я569 на новом стальном диске.

Дисбаланс ощутим конечно, но на любых новых неотбалансированных шинах он есть, а тут ещё и 35 Симекс, после 2 недель ощущения дисбаланса стало меньше, не балансировал, биение в руль не критичное. Скажу так: на 33 гудричах с японскими стальными дисками Сузуки, которые при мне крутили на станке балансировочном, были вообще хорошими и по балансу, и по биению, биение в руль было такое же. На скорости 40-50 км\ч высовывался из окна, биение по левой стороне перед\зад еле заметно, буксуя в снегу тоже самое.

31 болт, вес не мерил, около 15-17 кг видимо:

Бедлоки такой конструкции близко к сердцу не принимать. Тут можно почерпнуть: изготовление дисков с нужным вылетом, расширение. Диски мои получились ЕТ15. Диски, хочу заметить, именно производства КрКз т. к. другие могут быть собраны на заводе контактной сваркой.
Следует понимать, что при изменении ширины изменяется и вылет.

Фото для лучшего понимания увеличения ширины диска, эти диски я не планировал делать с бэдами, но они пойдут для способа изготовления "как у всех":

Почему металл зеленый? Да потому, что соседская дверЬ!

Озадачился сделать бэды "как у всех".

Идем в гараж, покупая по пути деревянную линейку с надписью "можга", сразу же переправляем надпись на "мозга", иначе ничего не выйдет!

В линейке надо сделать 4 отверстия соответствующие радиусам: внешнему, внутреннему и сверловке крепежных болтов, и для оси, отмерять ясен пень от оси, лучше перед засверливанием промерить ГОСТовской слесарной линейкой, разница с "мозгой" большая. Сверлятся отверстия в листе, где необходимо, чтобы можно было провести наибольший радиус, проводятся оси, по серединке вставляется плотно гвоздик или сверло, линейка с отверстием на одном конце, в отверстия на другом конце линейки вставляется подточенный карандаш, по очереди, держать перпендикулярно плоскости листа, очерчиваются окружности. Радиус, под крепежные болтики, если те М10 R=185мм, можно чуть меньше, в минус с миллиметр, в плюс нельзя, т. к. посадочное 15"=381мм r=190.5. Минус 5 мм от центра болта М10, по хорошему, по книжке, шины повышенной проходимости садятся на диск с небольшим натягом, несколько мм, то есть борт может мешать вставлять болтики, у меня при радиусе под болтики 185 мм и 35 Симексе проблем не было.

Внешний радиус прижимной шайбы зависит от шины, у Симекса есть углубление для диска. Внешний радиус шайбы, что варится к диску, берется с диска. Внутренний радиус у меня около 155-160 мм:

Далее надо примерно 3-4 отрезных дисков на шайбу, болгарку, я использовал 125 мм толщиной 1-1.6 мм, диск вести вдоль линии, сначала наметить, провести борозду по кругу, удобнее всего вести под углом к плоскости, забирая с запасом на последующую чистовую обработку "лепестком", потом уже резать и держать перпендикулярно линии, 4 мм спокойно режется:

Вырезали, зачистили лепестком, не забыли провести оси? Считаем длину окружности и делим на желаемое кол-во болтов, я выбрал 32, размечаем, керним. Сжимаем струбциной 2 диска, центруем по диаметрам и сверлим, помечаем запилом по внутренней кромке положение шайб, далее этот запил сошлифуем, чтобы можно было удобно подлезть к соску.

2.5 кг, безмен на 10 кг:

Варим гайки на бОльшую шайбу:

Хорошо зачищаем диск, центруем шайбу органолептически, закрепляем струбциной, берем сухие электроды Уони 13\55 или МР3С и прихватываем по кругу, поджимая, где надо, струбцинкой:

Варим по кругу, отбиваем шов от шлака, осматриваем, где надо провариваем, зачищаем и шлифуем лепестком, делаем выемку в шайбах, где будет сосок, красим:

Можно попробовать промазать герметиком шов.

Бортируем:

Закручиваем болтики, сразу 64 болта я не смог купить в магазине, потому на 1 диск пришлось по 16, ничего, давление держала сносно, ездил:

На скорости 40-60 км\ч вибрация есть небольшая, отдающая в руль, на 80-90 пропадает, не балансировал.

21.08.12.