NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Как готовить статьи для FAQ
 Ведущий FAQ ALER

Что мне нужно
Формат и обработка текста
Картинки
Архивы
Куда, кому и кто?
Копирайты
Резюме 

 

Думаю, вы понимаете, как много времени я трачу на FAQ. Иногда это время увеличивается из-за того, что материалы для статьи присланы не в том виде, причем авторам ничего не стоит сделать их так, как надо. Иногда это даже проще. 

Посему - нижайшая просьба: перед отправлением материала прочитайте эту статью и выполните ВСЕ ее требования.

Что мне нужно

Чтобы сделать из присланного вами статью для FAQ, мне нужны не только фото, но и текст. Прошу об этом не забывать, не заставляйте меня высасывать его из пальца. Если вы присылаете только фото, то не поленитесь написать несколько строк, которые эти фото будут сопровождать.

Нередко, прислав фото, вы пишете, что текст можно взять из форума (часто - даже не приводя ссылку, мол, сам найдешь). Этим вы сваливаете на меня свою, авторскую работу. По моему опыту, текст невозможно просто скопировать: требуется приложить голову, чтобы несколько постингов, разделенных вопросами других участников, объединить в связный текст, на что тоже уходит время. А подготовка статьи к выкладыванию - это несколько часов работы за компьютером.

Кстати, вы замечали, что одни статьи в FAQ написаны курсивом, а другие - обычным шрифтом? Курсивом даны тексты, скопированные из форума (а раньше - из авторушной конференции). Они как бы рангом ниже, чем статьи, написанные специально для FAQ.

Формат и обработка текста

Текст мне нужен из WORD'а или из Блокнота. Не старайтесь украшать WORD'овские файты, создавая списки, вставляя гиперссылки и проч. Все равно я сначала скопирую текст в Блокнот (или Bred) и только потом перенесу в FrontPage, т. е. преобразую в HTML. И уже в FP заново буду создавать "украшательства". При этом не обязательно такие, над которыми вы так долго трудились, а такие, которые приняты в FAQ, чтобы весь сайт был выдержан в едином стиле.

Дело в том, что текст в WORD'е ужасно избыточен, он содержит массу скрытых от пользователя тэгов. Например, каждое переключение RUS/EN - тэг, длиной со строку текста на обычной странице. Особенно много подобных тэгов возникает при правке уже написанного текста. Текст, помещенный в HTML непосредственно из WORD'а, имеет объем в 10 с лишним раз больший, чем скопированный из Блокнота. При этом выглядеть на экране они могут одинаково.

Даже статьи из форума я копирую через Блокнот, поскольку каждый абзац содержит тэг, указывающий на используемый в нем формат текста по умолчанию. Так что оптимальны для меня тексты из Блокнота в формате .txt.

Не старайтесь преобразовывать текст в HTML. Он все равно сначала будет скопирован в Блокнот, и потраченное вами время просто пропадет.

Вы, конечно, можете вставлять в WORD'е гиперссылки. Я сам так часто делаю в FAQ: какое-то слово или часть фразы - гиперссылка, т. е. под него подложен адрес. Вытащить этот адрес из-под слова - непросто, просто скопировать его из свойств гиперссылки не получается, иной раз приходится кликать на ссылку и брать адрес из адресной строки браузера. В то же время, если вы напишете рядом тот адрес, который вы столь  старательно засовывали под слово, то я преобразую его в гиперссылку одним нажатием на пробел или Enter - и все! Или через простое copy-paste "подложу" этот адрес под какой-то участок присланного текста. В результате, засовывая адрес под слово в гиперссылке и потратив на это время, вы не облегчите мне работу, а усложните.

Таблицы в WORD'овском тексте я сначала преобразую в текст, провожу его через Блокнот, вставляю в FrontPage и там преобразую текст в таблицу. Затем форматирую ячейки. EXCEL'евские файлы предварительно вставляю в WORD и делаю с ними то же самое. Широкие таблицы я старательно сжимаю по горизонтали. Обычно ширину определяют заголовки колонок. Поэтому если вам нужно дополнить таблицу еще одной или несколькими строками, посмотрите какой стала строка заголовка после моей обработки, и снабжайте добавляемые строки именно этим заголовком, а не тем, который был когда-то прислан.

Картинки

Вы, конечно, можете вставить иллюстрации прямо в текст, написанный в WORD'е. Пожалуй, так чаще всего и делают. И, потратив на это время, создают и мне дополнительные проблемы: просто так скопировать фото и другие рисунки из WORD'а в Фотошоп - невозможно: теряются и меняются цвета. А все изображения мне нужно пропустить через Фотошоп, чтобы, по крайней мере, нанести лейбл FAQ. Поэтому присылайте фото отдельно даже в том случае, если они имеются в тексте. 

Кстати, это как раз неплохой вариант: фото вставлены в WORD'овский файл + они же в оригинальном виде (640х480) присланы отдельно. Еще лучше - указывать в тексте, какое фото куда вставить, когда в текст вставлены имена, под которыми присланы фотографии. При этом обратите внимание, что я очень часто фразу перед фото заканчиваю двоеточием, затем идет перевод строки и фотография. После фото начинается новый абзаз, т. е. вставить фото внутри абзаца, разумеется, невозможно.

Если вы все-таки не прислали мне фото отдельно, мне приходится через Alt-PrintScreen копировать экран WORD'а в Фотошоп (при этом качество изображения ухудшается), вырезать из него участок с фотографией и только после этого обрабатывать его: осветлять, обрезать, уменьшать, наносить лейбл и сжимать.

Фото лучше всего присылать в формате 640х480. Старайтесь перед отправлением уменьшить размер фото до указанного: я плачу за коннект из собственного кармана. А то были случаи, когда мне присылали фотографии по 10 мегов штука... Дальше я сам сделаю с фото все, что нужно. Обычно обрезаю не содержащие полезной информации периферийные зоны и уменьшаю до 320х240, если при этом на фото можно увидеть то, что нужно. Если важны мелкие детали - размер фото будет 640х480. Сайт оптимизирован под экран 800х600 с небольшими полями.

БОльшие форматы используются в очень редких случаях, например, в Иллюстрированном альбоме.

Кстати, 640х480, а не 480х640! Старайтесь делать фото альбомной, а не книжной ориентации и поворачивайте фотоаппарат на 90 градусов только в исключительных, обоснованных случаях. Учтите, что я часто объединяю фото парами или группами, а размещенные рядом фото 240х320 и 320х240 смотрятся отвратительно.

Всевозможные надписи и стрелки на фотографиях предоставьте сделать мне. Очень хорошо, если вы пришлете и оригинал такой фотографии, и вариант с надписями (стрелками). Тогда мне проще будет нанести эти метки на оригинал при его обработке.

Штриховые изображения (в том числе - многоцветные, но без плавных переходов цвета) лучше сразу присылать в формате .gif. То, что делают Corel, Compas или AutoCAD, я даже не смогу открыть. Могу только зазиповать и, не глядя, выложить на сайт для скачивания. Если вы хотите, чтобы эти изображения можно было просто посмотреть - преобразуйте их в .gif. Тогда читатель сможет заранее решить, нужно ли скачивать зазипованные чертежи.

Если мне нужно нарисовать рисунок - чертеж или схему - я делаю это в WORD'е. Получается очень качественно, можно использовать цвета линий, заливку, эллипсы и т. п. Потом этот рисунок легко переносится в Фотошоп и преобразуется в .gif. Объем даже для сложных схем - мизерный, несколько килобайт. Так были сделаны, например, схемы в статье о тахометре (посмотрите!).

Но! Присылайте мне эти рисунки прямо в WORD'е. Исправлять ошибки, опечатки в готовом .gif файле очень трудоемко. Кроме того, при простом copy-paste такого рисунка в Фотошоп часто возникают искажения, из-за которых, например, текст во врезках оказывается смещенным. При преобразовании я должен иметь возможность это подправить.

Архивы

Присылать мне можно архивные файлы в любом популярном формате. Картинки в формате .jpg и .gif при архивировании практически не сжимаются, поэтому зиповать их бесмысленно.

Если вы обращали внимание, файлы для скачивания обычно даны в двух форматах: .zip (или .rar) и .tar.gz. Второй формат дается по просьбе юниксоидов: у них нет обычного WINZIP'а и WINRAR'а. Преобразовать один тип архива в другой я могу сам.

Куда, кому и кто?

Перед отправлением статьи задумайтесь: а в какой раздел она должна быть положена? С техническими статьями обычно этот вопрос не возникает - конечно же в соответствующий технический раздел. Но если такие сомнения могут возникнуть, в тексте статьи или в сопроводительном письме указывайте это. Создание новых разделов возможно, но лучше сначала обсудить этот вопрос по емейл или по ЛС в форуме. При этом будьте готовы к вопросу: согласны ли вы стать Ведущим нового раздела.

Возможно, я сочту, что тематика статьи выходит за пределы FAQ. Скажем, присланный мне на днях отчет о путешествии на пару сотен км от Москвы с сотней пусть даже очень красивых фотографий - не для FAQ. Текст с некоторой натяжкой и при доработке мог бы подойти для раздела "Дальние поездки". Хотя, какая это даль - двести километров? Но сотня фото... Автору стоит завести свой сайт, куда и выложить весь этот материал, дав ссылку в форум, он несомненно вызовет большой интерес. Но FAQ имеет преимущественно технический уклон, и такая статья там не совсем уместна.

Если Ведущий раздела активно работает (таких, к сожалению, немного), то статью нужно посылать ему. Только он может решитьт: выкладывать статью в раздел или нет. Копию письма можно послать мне (под моим ником в FAQ везде указан "безразмерный" ящик, который я часто проверяю из дома в нерабочее время). Если Ведущего раздела нет, просто присылайте мне. 

Нередко мне приходится буквально расшифровывать авторство статьи. Получаю я, например, письмо со статьей от какого-нибудь Сергея или Александра. А мне нужен никнейм, под которым автор известен в форуме. Вот и приходится просматривать регистрационные адреса е-мейл, свою почтовую базу, чтобы найти этот ник. И не всегда нахожу...

Очень хорошо, если вы укажете в статье или письме адрес е-мейл, который можно подложить под ваш ник. Разумеется, на него пойдет спам, но все письма, отправленные через FAQ, будут иметь тему "FAQ". Зато читатели статьи смогут задать вам дополнительные вопросы. 

Не забудьте по ответам на такие вопросы прислать мне дополнение к статье. Точно так же - следите за обсуждением статьи в форуме. Обычно оно следует за моим объявлением о выкладывании статьи в ветке "Новинки FAQ" раздела "Важные объявления".

Копирайты

В FAQ не размещаются материалы, скопированные с чужих сайтов без согласия авторов или держателей сайта.

Если вы нашли в инете интересный материал, то есть только два возможных пути.

Первый: вы присылаете мне ссылку с небольшой аннотацией, достаточной для того, чтобы читатель решил: стоит ли ее открывать. Ссылка будет помещена либо в индексный файл раздела, либо в указанную вами статью как дополнение.

Второй: вы связываетесь с автором и получаете его разрешение на копирование статьи (если это не сделаете вы, придется заниматься этим мне). При получении разрешения пересылаете мне письмо автора (держателя сайта) с разрешением. Как правило указывается адрес первоисточника ("Скопировано с сайта www... с разрешения автора). В заголовке статьи будет написано: "Прислал имярек", или "Автор такой-то", но где-то обязательно будет указано, что статья (ссылка) прислана вами.

Если статья, скопированная с чужого сайта, давно лежит у вас на харде в виде копии, и адрес первоисточника утрачен, выберите какую-то характерную фразу, скопируйте ее в окно Яндекса, взяв в кавычки. Если вы найдете несколько десятков копий статьи, то она распространяется по инету свободно, ее можно выкладывать. Если же имеется всего несколько копий статьи, то найти первоисточник и действовать дальше по второму пути.

Резюме

1. Оптимальный вариант: текст из WORD'а или Блокнота и - отдельно - фото. В тексте обязательно указать, куда фото с таким-то именем файла поместить.

2. Все "украшательства" текста (заголовки, списки, шрифты, гиперссылки) или преобразование в HTML - абсолютно лишний труд, который может даже не упростить, а усложнить мне работу.

3. Если фото вставлены в текст, обязательно приложить их отдельно.

4. Размер фото (.jpg) 640(ширина)х480(высота). Исключения не приветствуются.

5. Штриховые рисунки присылайте в формате .gif.

6. Присылая дополнения к выложенным ранее таблицам, снабдите их теми шапками, которые имеются в уже выложенной статье.

7. Если могут возникнуть сомнения, укажите, для какого раздела предназначена статья.

8. Укажите в письме или тексте свой никнейм и, желательно, адрес е-мейл, который можно под него подложить (будет спам!). 

9. Если вы предлагаете поместить на сайт чужую статью, то либо заручитесь согласием автора (держателя сайта, где лежит статья), либо ограничьтесь ссылкой с аннотацией.

* * *

Раньше я мог уделять намного больше времени FAQ. Теперь, когда я поменял место работы, у меня остаются только вечера и ночи. А спать иногда так приятно... Пожалейте мое время, плз:-)

Ведущий FAQ Алексей Ермолов (ALER), 25.06.05.