NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Установка шестеренчатого башмака натяжителя в двигатель 2130
 Автор RIBor

У автора статьи автомашина Иж "Ода" 2126-062 (4х4) с "нормовскими" бамперами. Расстояние от двигателя до радиатора ~15 см, поэтому делать всё удобно. Возможно для Нивы, что-то надо изменить.

Причиной установки стал дребезг цепи на холодном двигателе при больших оборотах (регулировка натяжения ничего не давала) и просто охота что-нибудь усовершенствовать в машине. К тому же этот башмак практически вечный. Про шестерёночный башмак я прочитал в Niva_FAQ и там же указан адрес человека, который их изготавливает. Списался с ним, заказал 213-ый башмак и через некоторое время получил по почте бандероль.

Теперь важное отступление. На моём двигателе ВАЗ-2130 установлена 03-я система натяжения цепи: 03-и башмак и успокоитель и 01-й натяжитель. Поэтому 213-ый башмак, который я получил не совсем подходит - по длине он как раз к высоте блока двигателя, но не подходит к цепи - она короче, чем на 213 двигателе. 01-й башмак не подойдет по той причине, что он короткий. Поэтому чтобы башмак нормально работал и не перетягивал цепь, нужно либо заказывать промежуточный 03-й башмак, у которого расстояние от болта крепления до оси шестерни как и 01-го, а общая длина как у 213-го или, как поступил я, ставить под натяжитель толстую шайбу-прокладку, чтобы компенсировать несоответствие длины цепи.

Итак процесс замены довольно простой, но имеет несколько нюансов (делаем на яме или подъёмнике):

1. Снимаем нижнюю накладку переднего бампера и брызговик двигателя.

2. Отворачиваем гайку шкива. Для этого брызгаем на неё проникающей жидкостью (WD-40 или "жидкий ключ"). Заклинив шкив коленвала (я подсунул под лопасть толстую отвёртку), мощной головкой на 38 с вставленной в неё монтажкой, резко дёргаем и страгиваем гайку. Направление гайки нормальное правое, поэтому откручиваем против часовой стрелки, если смотреть на двигатель спереди.

3. Ослабив крепление генератора, снимаем ремень.

4. Запомнив, в каком положении находиться метка шкива, снимаем его, помогая себе монтажкой.

5. Откручиваем 3 болта крепления масляного поддона к передней крышке.

6. Откручиваем болты и гайки крепления передней крышки и снимаем её.

7. Закрепляем цепь в натянутом положении, стянув её проволокой (чтобы не перескочила).

8. Откручиваем две гайки на 10 и снимаем натяжитель.

9. Ключом на 17 отворачиваем болт крепления башмака и вынимаем башмак.

10. Устанавливаем новый башмак натяжителя, убираем проволоку.

11. Открутив колпачковую гайку, вставляем натяжитель в отверстие, слегка уперев его в башмак. Измеряем расстояние от натяжителя до блока. И вычтя из этого расстояния 4-5 мм, получаем необходимую толщину шайбы-прокладки. У меня получилось 21-4(5)=17(16) мм.

12. Подбираем заготовки соответствующей толщины. У меня вышел набор из дюралевых пластин: одной штуки толщиной 10 мм и трёх - 2 мм. Можно наверно использовать и другие материалы, например, текстолит. Изготавливаем шайбы-прокладки по размерам петель натяжителя.

13. Выкручиваем из блока шпильки крепления натяжителя. Мне для этого пришлось снимать шкив помпы.

14. Сжав натяжитель, закручиваем цанговую колпачковую гайку. Надеваем новую прокладку, набор из шайб-прокладок и ещё одну прокладку. Промежутки между самодельными шайбами-прокладками я заполнил герметиком. Прикручиваем натяжитель на место новыми болтами (М6х35).

15. Заменив прокладку, устанавливаем на место переднюю крышку. Для этого: ослабляем ещё по два болта с каждой стороны масляного поддона; поставив крышку на поддон, совмещаем нижние отверстия и отверстия под шпильки; давим на крышку сверху вниз и одеваем на верхние шпильки; наживляем болты; всё тщательно центрируем и затягиваем болты и гайки крышки; закручиваем болты поддона.

16. Легко постукивая молотком насаживаем шкив на вал, не забыв, в каком положении была метка. Это важно, потому что шкив приводится во вращение от коленвала маленькой шпонкой (её видно на фотографии у основания вала). И если шкив неправильно насадить - её можно смять со всеми вытекающими последствиями.

17. Закручиваем гайку шкива, заклиниваем шкив и той же головкой, которой откручивали, затягиваем гайку со всей силы.

18. Надеваем ремень генератора и регулируем его натяжение.

19. Регулируем натяжение цепи ГРМ.

20. Прикручиваем брызговик двигателя и накладку бампера.

Затрачено около 3 часов и:

1) шестерёночный башмак - 550 руб. (с учётом почтового сбора ~580),
2) мощная головка на 38 - 86 руб.,
3) прокладки под натяжитель и переднюю крышку - около 10 руб.

Инструмент: головки и ключи на 10, 12, 13, 17; ключ храповика на 38; мощная головка на 38; монтажка, молоток.

Скопировано с сайта http://riboravto.narod.ru/ с разрешения автора.

04.10.04.