NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Гидрокомпенсаторы
 Автор Аналитик

От Ведущего FAQ. Здесь речь идет не о ВАЗовских гидрокомпенсаторах, а о гидрокомпенсаторах фирмы "Гермес". Надо отметить, что нивоводы, ставившие такие гидрокомпенсаторы, разочаровались и демонтировали их.

ALER.

 

Стандартные операции по разборке и сборке двигателя здесь не описаны.

1. Покупка.

"Гермес", http://www.gidrokompensator.ru, e-mail gidrovaz@chat.ru, 1-й Красногвардейский проезд, дом 12, стр. 2, т. 205-39-00, Дима. Напротив Экспоцентра, 3-этажный дом несколько в глубине, правый подъезд, 3 этаж, звонок с надписью "Гидрокомпенсаторы". Проезд от ст. метро "улица 1905 года" авт. 12 до остановки "Выставочный комплекс". При покупке проверьте комплектность, плунжерные пары на плавность хода, они не должны клинить. При сомнениях попросите поменять, это там без проблем.
Необходимо приобрести еще контрящую шайбу под ось крепления звездочки РВ, несколько шпилек крепления постели РВ (они двух размеров) и (по желанию) прокладку под клапанную крышку двигателя.

2. Подготовка комплекта.

Подготовка плунжерных пар:
ВНИМАНИЕ. Плунжерная пара индивидуальна. Ни в коем случае не путайте плунжера и втулки. Следите за этим все время. Далее я не буду больше об этом упоминать, но помните об этом все время.
- замочить их все в бензине не менее, чем на полчаса, далее проделывать с каждой (все промывки в бензине):
- промыть отдельно втулку и плунжер;
- наружную резьбу на втулке обработать мелкой шкуркой, чтобы на ощупь не было задиров, и промыть втулку;
- на плунжере есть две цилиндрические поверхности, нужно снять фаски на их краях мелким абразивным бруском, промыть и протереть насухо, также протереть насухо внутреннюю поверхность втулки. После этого плунжер должен двигаться во втулке совершенно свободно. Проверять можно так: взять плунжер за шаровую головку и крутнуть на нем втулку, она должна вращаться по инерции несколько секунд;
- промыть и протереть насухо седло шарикового клапана внутри плунжера. Для этого лучше сделать оправку из дерева и, надевая на нее тряпочку, протирать, пока тряпочка не будет оставаться чистой;
- сделать приспособление для уплотнения шарикового клапана - стальной стержень диаметром 9.1 мм или сверло (после работы сверло будет непригодно, как сверло). Торец должен быть спилен перпендикулярно оси стержня. Намотать изоляционную ленту примерно в 8 мм от торца, тощина намотки около 1.5 мм, нужно по месту проверить, чтобы стержень входил в плунжер прямо, без перекосов;
- уплотнить шариковый клапан, для чего плунжер поставить круглой головкой вниз на наковальню, опустить туда шарик, прижать торцом стержня и ударить по нему сверху молотком. Удар должен быть строго по оси, иначе можно сломать плунжер. Затем проверить герметичность, вытащив стержень и подув в плунжер ртом. Утечки воздуха быть не должно. При необходимости повторить операцию;
Подготовка пружин:
- пружинки нужно собрать в блоки, подогнув крайние витки, т.е. взять большую пружину, надеть ее на промежуточную шайбу подогнутым витком, с другой стороны на эту шайбу надеть маленькую пружину !!АККУРАТНО!! - получается одна деталь - пружинный узел;
Подготовка маслоподводящих пластин:
- проверить просверленные отверстия, чтобы они не были забиты стружкой или еще чем-нибудь. Если забиты, освободить с помощью сверла 1.5 - 2 мм.

3. Подготовка двигателя.

- после снятия клапанной крышки провернуть коленвал двигателя до совмещения меток на звездочке РВ и постели РВ;
- снять рокера и пружины, ослабить контргайки и вывернуть регулировочные болты. Вывернуть втулки регулировочных болтов. Здесь есть определенная трудность. Головка втулки низкая, а ввернута она с большим моментом, поэтому лучше воспользоваться приспособлением;
(Я сделал так: У регулировочного болта спилил круглую головку, просверлил в центре отверстие 5 мм, нарезал резьбу М6. Взял свечную головку из южноазиатского набора - на ней снаружи шестигранник, очень удобно. Теперь взял длинный болт М6 и, пропустив его через эту головку, ввернул в просверленный рег. болт. Надеваю свечную головку на втулку и привинчиваю. Отворачиваю за шестигранник.);
срубить технологический выступ у гнезда втулки второго клапана (нарисовано в инструкции). Надо положить тряпки в место возможного попадания стружки и после срубания вытряхнуть ее;
прогнать резьбу в гнездах втулок. Нужен метчик 18х1.5. Вращать его удобно головкой на 13, если у метчика один из углов четырехгранника немного спилить. Также неплохо укоротить рабочую часть метчика на 5..6 мм. Метчик смазать маслом (можно трансмиссионным) ввернуть рукой, аккуратно покачивая, пока не войдет на 1.5-2 оборота, затем надеть головку и вращать до резкого увеличения сопротивления. Затем обязательно промыть начисто. (я делаю так: наливаю в гнезда бензин, затем по очереди с каждым гнездом откачиваю клизмой грязный бензин, наливаю еще до половины, прочищаю гнездо узкой малярной кисточкой, опять откачиваю, и потом два раза наливаю и откачиваю).

4.Установка.

- установить на дно гнезд Т-образные шайбы широкой стороной вниз и пристучать. Очень удобно пристукивать трубчатым ключом 8х10 стороной на 8. Пристукивать слегка, не сильно, легким молоточком;
ВНИМАНИЕ! Далее я описываю процесс измерения рабочего хода плунжеров, который сильно отличается от описания в инструкции. Последовательность должна быть именно такой: сначала измерение и регулировка рабочего хода плунжеров, а затем уплотнение и все остальное.
- подготовить регулировочные шайбы: выпрямить их на наковальне, отобрать по толщине 1 мм в одну кучку, 1.5 мм - в другую;
- ввернуть все плунжерные пары на такую глубину, чтобы срез рабочей поверхности плунжера был ниже верхней плоскости втулки на 1.5 мм. Это можно измерить глубиномером штангенциркуля или сделать небольшое приспособление: стальная пластина толщиной 1 мм размером 10х100 мм. На узкой стороне выпилить выступ высотой 1.5 мм и шириной 1.5..2 мм;
- установить рокера на клапана 4,6,7,8;
- надеть постель с РВ на шпильки. Привинчивать не надо, при установленных этих рокерах он устанавливается свободно (ВНИМАНИЕ! Начальное положение РВ - торцевой выступ на РВ находится на линии отверстие в крепежной пластине - ось РВ - нижний болт крепления РВ);
- измерить величину регулировки (уменьшения) рабочего хода плунжеров. Для этого пинцетом приподнять плунжер за круглую головку до упора. Толщина регулировочных шайб будет равна величине выступания среза плунжера над верхним краем втулки. Измерить ее можно металлической линейкой с точностью 0.5 мм с округлением в меньшую сторону (например, если измеренное значение 1.7 мм, принять 1.5 мм). Записать эти величины для каждой плунжерной пары;
- снять постель и рокера;
- повернуть РВ на 180 градусов;
- установить рокера на клапана 1,2,3,5;
- надеть постель на шпильки и повторить вышеописанную операцию;
- ВНИМАНИЕ! возможны ситуации, когда рабочий ход меньше 1.5 мм. В этом случае можно сделать следующее: сначала попробовать поменять рокер местами с тем, где рабочий ход большой. В принципе минимальный рабочий ход допускается 1 мм. Если переставлением рокеров не удастся добиться минимально допустимого рабочего хода, нужно снять постель, вывернуть втулку, вытащить Т-образную шайбу и уменьшить ее толщину напильником и поставить на место. В крайнем случае (это действительно крайний случай) можно укоротить плунжер на точиле, но это надо делать очень осторожно и потом снять фаску и проверить плавность хода плунжера во втулке (см. подготовка плунжерных пар);
- снять постель и установить РВ в исходное положение;
- подобрать регулировочные шайбы к каждой паре по записям из предыдущих шагов: меньше 1 мм - шайба не нужна, больше - с шагом 0.5 мм подобрать из имеющихся. Шайбы 1 мм делаются из шайб 1.5 мм напильником;
--------- Следующие операции делаются для каждых двух плунжерных пар, относящихся к клапанам одного цилиндра:
- вывернуть плунжерные пары;
- вынуть плунжера, отложить в сторону, чтобы не мешали. принять меры к тому, чтобы не перепутать их;
- установить подобранные шайбы в соответствующие гнезда, надев их на Т-образные шайбы и пристучать;
- на втулку плунжерной пары под шестигранник намотать 3..4 витка ленты ФУМ (применяется для уплотнения резьб в сантехнике), скрученной в жгутик. Чтобы легче было наматывать, надо предварительно смазать место намотки маслом.
- надеть капроленовое кольцо на втулку плоской стороной к шестиграннику;
- вставить втулку в отверстие маслоподводящей пластины сверху (плоская сторона - нижняя);
- надеть на втулку фторопластовое кольцо, оно надевается с усилием, лучше навинчивать по резьбе;
- повторить те же операции со второй втулкой;
- ввернуть втулки в гнезда ГБЦ, при этом боковое отверстие маслоподводящей пластины должно быть обращено в наружную сторону (от клапанов). Вворачивать нужно аккуратно, рукой, а затем головкой на 24;
- когда зазор между маслоподводящей пластиной и поверхностью ГБЦ будет не более 0.5 мм (на глаз), вставить плунжера во втулки (не перепутать!);
- проверить герметичность уплотнений маслоподводящей пластины. Для этого надо сделать приспособление: взять пластмассовую бутылочку из-под кока-колы 0.33 или 0.5, в пробку вставить гибкую трубочку (например от капельницы) длиной примерно 40 см. Диаметр трубочки на конце должен быть таким, чтобы она плотно входила в отверстие в маслоподводящей пластине. Этого можно добиться, надев кусочек подходящего шланга. В эту бутылку залить смесь поровну бензина и моторного масла. Вставить кончик трубочки в отверстие в маслоподводящей пластине. Придерживая плунжера, сдавить бутылку и смотреть, где жидкость подтекает. Обычно подтеканий нет, если же течет - подтянуть до исчезновения;
- затянуть втулки до отсутствия зазора между маслоподводящей пластиной и поверхностью ГБЦ. Затягивать надо постепенно, заворачивая втулки примерно на 60 град. за один раз. При этом нужно проверять, не заклинивают ли плунжера. Если заклинивают, завернуть еще на 60 град. и подождать 5-10 мин. пока фторопласт примет нужную форму, затем проверить. За несколько приемов надо добиться отсутствия зазора и отсутствия заклинивания. Желательно, чтобы шестигранник втулки остался в одном из двух положений: одна из граней параллельна или перпендикулярна оси двигателя;
- собрать плунжерные пары с клапанами. Для этого опустить во втулку пружинный узел (пинцетом), затем опустить туда шарик, он должен лечь на торец маленькой пружинки, залить жидкость, вставьте плунжер, вращая его вокруг оси. Когда он проскакивает на место, то при правильной сборке как бы фиксируется, не опускаясь дальше даже при приложении значительного усилия, при этом он может выступать из втулки на несколько миллиметров. Для проверки отсутствия утечек в собранной паре, необходимо сделать приспособление - отрезок гибкой прозрачной трубки длиной 50..70 мм. на один конец трубки нужно надеть кусочек резинового шланга с таким расчетом, чтобы трубка герметично вставлялась в отверстие маслоподводящей пластины и была направлена вверх. Перед сборкой плунжерной пары вставить эту трубку в отверстие маслоподводящей пластины. После сборки лишняя жидкость частично выходит в трубку. При нажатии на плунжер уровень жидкости не должен повышаться. Если же уровень повышается, надо проверить герметичность нижнего уплотнения (попробовать подтянуть втулку) или герметичность шарикового клапана (см. подготовку плунжерных пар);
- установить трубку маслоподводящей рампы. Возможно, придется подогнать пластиковые тройники по месту (они бывают смещены). начинать надо с тех, которые ближе к середине, затем крайние. Средний, в который вставляется трубка из постели, легче подгонять, когда рампа уже установлена. Вставлять тройники в отверстия маслоподводящих пластин надо отверткой, действуя ей, как рычагом;
- установить контрящие пластины. Если в них есть вырезы под углы шестигранников втулок - это удобно, когда втулки стоят как надо (смотри выше). Если шестигранники стоят не так, как надо, или в пластиноа нет вырезов, необходимо пропилить вырезы напильником по месту;
- просверлить в постели отверстие диаметром 4.5 мм по чертежу в инструкции. В отверстие под шпильку, до которого нужно сверлить, необходимо вставить тряпку, также тряпкой обернуть постель, чтобы стружка не попала на постель..В полученном отверстии нарежьте резьбу М6. Стряхнуть стружку, вынуть тряпку и продуть отверстие под шпильку. Ввернуть маслоподающую трубку в сделанное отверстие, предварительно намотав на нее 2-3 витка ленты ФУМ;
- установить на место рокера и постель распредвала, при этом маслоподающая трубка должна попасть в отверстие тройника рампы. Тройник можно двигать и поворачивать. Затягивать гайки крепления постели нужно очень аккуратно, строго по схеме, по 1-1.5 оборота, при этом надо следить, как маслоподающая трубка входит в тройник и при необходимости подправлять;
- привинтить звездочку, натянуть цепь и покрутить двигатель стартером несколько (до 10) секунд, при этом смотреть на возможные утечки масла. При этом не должно быть сильных звонких стуков;
- собрать двигатель и запустить его и погонять 10-15 мин на оборотах 1500-2000. При этом опять не должно быть сильных звонких стуков. Возможны глухие (похожие на деревянные) стуки - это приработка рокеров, они пройдут со временем, надо поездить 300-400 км.

Аналитик (раб. 229-22-39, моб. 8-902-155-62-81, Алексей). 24.04.01.