NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Cистема рециркуляции отработавших газов
 Автор vlavuk

В [1] сказано следующее: 

Дополнительным средством снижения токсичности является система рециркуляции отработавших газов. Рециркуляция - это возврат (перепуск) части отработавших газов во впускную трубу, т.е. обратно в двигатель. Такое казалось бы «противоестественное» решение уже давно (более 20 лет) широко применяется на многих зарубежных автомобилях с целью снижения выброса в атмосферу окислов (оксидов) азота. Появление этих токсичных компонентов в отработавших газах является следствием высоких температур и давлений в камере сгорания, напрямую связанных с повышением эффективности сжигания топлива в двигателе. Чем она выше, т.е. чем выше топливная экономичность и мощность двигателя, тем, как правило, выше выброс окислов азота. Возвращая часть (до 7-10% отработавших газов) обратно на впуск, сознательно «портят» процесс сгорания, замедляя его скорость, снижая температуру и давление в цилиндре, т.е. создают условия, способствующие уменьшению выброса оксидов азота. Следует отметить, что рециркуляция отработавших газов - наиболее удобный и наименее «вредный» с точки зрения ухудшения показателей двигателя способ снижения выброса оксидов азота среди других известных средств, таких как уменьшение угла опережения зажигания, снижение степени сжатия, подача воды и т. п. 

[Рисунок, иллюстрирующий систему рециркуляции в [1], здесь трудно использовать, т. к. на нём изображена ещё и другая система, отсутствующая на карбюраторных двигателях НИВЫ. Поэтому мы приводим рисунок 2-92 из [3]. Нижеследующий текст из [1] адаптирован к этому рисунку. 

Рис. 2-92. Схема системы рециркуляции отработавших газов:

1 - карбюратор; 2 - термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 3 - впускная труба; 4 - выпускной коллектор; 5 - клапан рециркуляции; 6 - трубка рециркуляции [3]. vlavuk].

Основным элементом системы рециркуляции отработавших газов на двигателях ВАЗ является запорный клапан 5, перекрывающий канал 6 [трубку рециркуляции], связывающий выпускной коллектор 4 и впускную трубу 3. Запорный клапан 5, называемый клапаном рециркуляции, установлен непосредственно на выпускном коллекторе 4 и управляется вакуумным диафрагменным механизмом с возвратной пружиной. При росте разрежения над диафрагмой клапана рециркуляции шток диафрагмы, преодолевая сопротивление относительно слабой пружины, тянет за собой и открывает тарельчатый клапан на канале для прохода отработавших газов в задроссельное пространство впускной трубы 3. Разрежение для управления клапаном рециркуляции отбирается, подобно разрежению для вакуумного регулятора опережения зажигания, из отверстия выше кромки закрытой дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора. Для этого на карбюраторе [...........] используются два соединенных тройником штуцера от двух отверстий у кромки дроссельной заслонки, расположенных одно над другим. Это делается для замедления роста разрежения в диафрагменной камере клапана рециркуляции в самом начале открытия дроссельной заслонки, необходимого для обеспечения требуемого закона открытия клапана рециркуляции.

Таким образом, отработавшие газы подаются обратно в двигатель только при частичном открытии дроссельной заслонки [в соответствии с [3], при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2500....3000 об/мин. vlavuk], когда во впускной системе имеется некоторое разрежение. При полном открытии дроссельной заслонки разрежение во впускной системе практически отсутствует, и клапан рециркуляции закрыт. Клапан рециркуляции закрыт и при полностью закрытой дроссельной заслонке, когда управляющие отверстия в карбюраторе оказываются выше ее верхней кромки. Разрежение от карбюратора для управления клапаном рециркуляции поступает по гибкому шлангу и проходит через термовакуумный выключатель 2 клапана рециркуляции, [......] который при [.......] температуре охлаждающей жидкости ниже 40...48оС [этот диапазон взят из [3] vlavuk], препятствует поступлению разрежения в диафрагменную камеру клапана рециркуляции. Это делается для улучшения ездовых качеств непрогретого двигателя.

21.10.03.