NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Антифриз и тосол
 Ведущий раздела Alexey73

"Антифриз". Само слово, как известно, заимствованное, и обозначает любую незамерзающую охлаждающую жидкость. Собственно, западники как называли, так и называют все составы для круглогодичной эксплуатации в системах охлаждения, лишь иногда уточняя - "cooling liquid and antifreeze".
Исторически наибольшее распространение получили этиленгликолевые (реже - пропиленгликолевые) антифризы - смесь воды, порядка 30-40 процентов этилен- или пропиленгликоля (последний менее токсичен) и пакета присадок, включающего прежде всего противокоррозионные и антипенивающие. К этой группе относятся практически все ныне выпускаемые антифризы, сиречь охлаждающие жидкости, как отечественные, так и зарубежных производителей.
В СССР до появления автомобилей ВАЗ, изначально предусматривавших круглогодичную заправку системы охлаждения этиленгликолево-водяной смесью, выпускался продукт под товарным названием "антифриз" - жидкость, представлявшая собой водно-этиленгликолевую смесь с небольшим добавлением антипенной присадки. Продукт этот, имевший ярко-желтый цвет, предназначался исключительно для сезонного использования, посему нес в себе минимум антикоррозионных присадок.
"Тосол-АМ", разработка отечественных химиков "под ВАЗ", в виде концентрата, состоявшего из этиленгликоля с пакетом присадок долговременного действия, появился в примерно в 1970 году. При разведении данного препарата дистиллированной водой в различной пропорции получали охлаждающие жидкости "Тосол А-40" с температурой кристаллизации -40 , либо "Тосол А-60", соответственно, кристаллизующийся при -60 град.
Кроме того, до начала 90-х годов выпускался препарат "Отэра" - концентрированный пакет присадок, с помощью добавки которого можно было "омолодить" охлаждающую жидкость, не сливая таковую из системы.
Экспериментировали отечественные химики и с так называемыми "солевыми" антифризами, без этиленгликоля (если кто помнит, была такая ОЖ "Лена", одно время шумно разрекламированная), но это направление как-то тихо сошло "на нет", и традиционный "Тосол", торговая марка которого к этому времени успешно заменила в сознании сограждан слово "антифриз", вновь занял все место под солнцем...
Но ненадолго. Антифризы в виде несметного количества импортных препаратов вернулись и стали теснить традиционный продукт, тем более, что подделок под настоящий "Тосол" от разных отечественных фирм и фирмочек расплодилось немерено.
А старый "Антифриз" российского производства, выпуск которого давно прекращен, можно найти разве только в гаражных залежах...
Кстати, лить его в омыватель лобового никак нельзя - этиленгликоль, на основе которого этот препарат сделан - вещество маслянистое (помимо того, что откровенно враждебное лакокрасочному покрытию - читай мануал про розоватые пятна на ЛКП на сей счет) и стекла мыть ну никак не будет...
Leo2131, 07.12.00. Оригинал.

"Тосол" - не наименование класса или типа жидкостей, а сильно растиражированное торговое наименование одной из ОЖ на этиленгликолевой основе. Антифриз - наименование класса ОЖ, предназначенных для круглогодичной эксплуатации ТС. К категории антифризов, как уже выше было отмечено, помимо этиленгликолевых - наиболее распространенных - относятся и близкие к ним пропиленгликолевые, и пропаноловые (да-да, и такие есть - редко, но применяемые), и экзотические солевые ОЖ, поскольку отнесение к категории антифризов производится прежде всего не на основании химического состава, а по низкотемпературным характеристикам. Отсюда "Тосол" есть лишь малое подмножество великого множества антифризов.
Leo2131, 07.12.00. Оригинал.

 

ALER: При выборе охлаждающей жидкости можно ориентироваться на тесты, проведенный журналом "Авторевю": по жидкостям зарубежного и отечественного производства. Эти ссылки давал когда-то в конференции PIPE. Я, например, при замене охлаждающей жидкости купил в магазине "Русь" зеленый антифриз Nordix производства ЗАО Дизельнефтепродукт, который во второй приведенной здесь ссылке характеризуется как условно кондиционный образец.

Как слить и залить тосол (как выгнать пробки).

Промывка системы охлаждения.

Открываем кран печки, снимаем крышку с горловины радиатора. Снимаем запаску, прямо посредине двигателя есть болт, 150 - 200мм, ниже прокладки клапанной крышки. Отвинчиваем его и сливаем тосол из блока. Отворачиваем пробку ("тюльпан с четыремя лепестками") и сливаем из радиатора.
Остается некоторая часть тосола в печке, патрубках, блоке. Можно попытаться выгнать, создавая избыточное давление, например, компрессором или ртом. Осторожно! Тосол ядовит! Из печки можно выгнать остатки, отсоединив один из патрубков и подув в него.
Для слива тосола я использую длинную (1,5 м) резиновую трубку, к которой с одной стороны изолентой прикручена половинка пластиковой двухлитровой бутылки (в качестве воронки). Другой конец трубки опущен в канистру, стоящую под машиной. Скорость вытекающего потока тосола регулирую, открывая и закрывая пробку радиатора. Потери тосола, конечно, есть, но они малы.

Тосол хорошо (чисто, без брызг) сливать из резиновой трубки подогрева карбюратора, идущей от металлической, которая крепится фланцем на насос тосола. Отсоединяешь от карбюратора, удлиняешь путем надевания рез. шланга большего диаметра и вниз - в ведро.
Ivan, 20.11.00. Оригинал.

Если нужно слить и пролить очень жалко - попробуй так - прогреваешь двигатель и в заливную горловину радиатора вставляешь трубку до дна радиатора и сифонным методом сливаешь тосол в ведро. Если машину поставишь рожей вниз - в системе останется 200 грамм, а может и меньше, зато без луж! - проверено - мин нет:)
FORA-Vlad, 20.11.00. Оригинал.

 

При смене тосола систему охлаждения целесообразно промыть. Радиатор целесообразно промывать в обратном направлении: струю воды подаем в нижнее отверстие.

Встречал тут снадобье от PRESTONа. Заливается она на 6 часов работы движка, либо неделю эксплуатации. Неагрессивна к алюминию! Стоит около 5 USD. Желтенькая такая баночка с пометкой "хэви дьюти"
GRIGORY, 15.06.00. Оригинал.

Промой, причем под давлением, из шланга от одного соска до другого. Порадуешься, какое оттуда барахло потечет.
AntonTs, 05.03.01. Оригинал.

Чем мыть - вот вопрос! Я всегда мыл просто проточной водой под давлением, которое дает водопровод :)
Мыть обязательно раздельно радиаторы и блок, причем с блока термостат при этом лучше убрать. Радиаторы - обратно току тосола (помогает, кстати), блок - как угодно, в сливную дырку много не зальешь :).
msmirnov, 05.03.01. Оригинал.

Когда я десятилетнему форду запустил в систему охлаждения банку не помню какой промывки (кажется, AUTO DOCTOR черная) - ты не поверишь, сколько ила вынесло (хотя до промывки антифриз казался нормальным). Поскольку все промывки достаточно агрессивные, я потом ополоснул систему водопроводной водой из шланга (имхо, можно было и поездить денек на воде, если не зимой).
Sc2.4, 05.03.01. Оригинал.

Особое мнение:

Q: Надо ли промывать чем-то перед заливкой нового (сейчас там смесь воды и тосола рыжего цвета). Видел всякие красивые тюбики для очистки системы охлаждения, как они? Дырки не проедают в радиаторе :)?
A: Может растворить старые отложения и потечет. Но не факт.
Мое мнение - лучше не промывать.

AB-2131, 14.04.00. Оригинал.

Заливаем тосол через горловину радиатора, предварительно сняв тонкий тосольный шланг с блока подогрева дроссельных заслонок и открыв кран печки. Заливаем тосол до тех пор пока не потечет из шланга. Для ускорения процесса жамкаем толстые патрубки радиатора. Ставим шланг на место, закрываем радиатор и расширительный бачок. Заводим мотор, прогреваем, жамкаем патрубки, газуем. Останавливаем мотор, после остывания - доливаем тосол в радиатор и расширительный бачок. Если заливается предварительно слитый тосол, то его целесообразно процедить и не заливать весь тосол, чтобы осадок не попал в радиатор.

Из печки пробки можно выгнать следующим образом:

Есть садистский способ pаботающий пpактически на любой машине (ну pазве кpоме стаpой волги и зила с одноклапанными теpмостатами). Пpогpеть двигатель (до откpывания большого кpуга и закpывания малого), дальше пеpежимаешь (pуками) шланг идущий к pадиатоpу и даешь газ. И вся помпа нагpужается только на pадиатоp печки. Выбивает почти любую пpобку.
AntonTs, 16.11.99. Оригинал.

А тут чем больше поток в печи тем лучше. Опасность только пpодавить мембpану кpана, она не pассчитана на высокое давление, может лопнуть.
AntonTs, 18.11.99. Оригинал.

Хотя в руководстве сказано, что объем системы охлаждения 10,5л, но при сливе тосола удается слить намного меньше. Несливаемый остаток от 2 до 3,5л. Это следует учитывать при заливе тосола, особенно при разведении концентрата при заливке после промывки водой.

 

Цвет и периодичность замены тосола

Q: А что означает бурый тосол, если он - без очевидных следов масла?
Se, 24.01.01. Оригинал.
A: Машина на воде ездила долго.
msmirnov, 24.01.01.
A: Или на отечественном (имеется в виду некачественном, поддельном, Alexey73) ТОСОЛе. Что то же самое.
PIPE, 24.01.01.
A: Сильная коррозия системы охлаждения.
White Akela, 24.01.01.

Изменение цвета ТОСОЛа на зеленый обычно означает, что распался добавленный в него краситель, не более того. С коррозией никакой связи. Как можно уяснить из той же статьи (тест тосолов в "Авторевю"), она может прекрасно идти, даже пока цвет яркий и насыщенный :((((
New One, 14.11.00. Оригинал.

 

Уходит тосол, где искать?

Тосол - очень текучая жидкость. На горячем двигателе вытекший тосол сразу же испаряется, поэтому место утечки очень трудно локализовать.

Основные места утечек тосола:
- между штуцером и патрубком;
- прорывы патрубков (чаще всего хомутами) - такие места хорошо видны при прогазовках;
- радиатор охлаждения;
- из под пробки радиатора;
- кран печки (при прорыве мембраны штатного краника или течь по оси керамического краника);
- радиатор печки;
- через сальник помпы;
- через пробитую прокладку головки блока, раковины и трещины в блоке и головке блока в цилиндры и в масло;
- через прокладку впускного коллектора.

Одной из причин утечек может быть неисправность выпускного клапана в пробке радиатора. Диагностируется по повышенной твердости ("дубовости") патрубков радиатора. Лечение - замена пробки (см. статью Egor'а об этом в LADA-FAQ).

Подтеки тосола хорошо видны на "пропесоченных" шлангах. То есть, если вы покатались по песчаным лужам, то подтеки легко заметите.

Однако, допустима небольшая "усушка" тосола, так как небольшая его часть может испариться через крышку расширительного бачка.

 

Тосол ли в масле?

Очень часто, особенно зимой, можно увидеть на крышке маслозаливной горловины эмульсию (смесь масла с водой). Обычно это не представляет опасности. После большой пробежки эмульсия исчезает, а после стоянки (особенно зимой) может появиться опять.

Если бы тосол попадал в масло, то это можно было бы установить по следующим признакам:
- повышается уровень масла;
- в расширительном бачке масляная пленка;
- уровень тосола в расширительном бачке резко падает, появляются пузыри в расширительном бачке и мощность двигателя существенно уменьшается.

Chief, 15.11.99. Оригинал.

Q: Открыл я намедни крышку заливной горловины, масла в движок подлить, и увидел на этой крышке отложения эмульсии цвета кофе с молоком. По опыту данной конфы помотрел: нет ли хлопьев в тосоле - нет , фильтр воздушный сухой.
Мастер на сервисе сказал что это так и должно быть: конденсат мол. У соседа на Ниве такая же фигня только более белая, его это не волнует.
Масло лью желтый Shell, машина прошла 24ткм.
Вопрос: действительно ли это нормально и если нет, то в чем причина. Раньше такой фигни не замечал.
Serg_Khan, 22.11.99. Оригинал.
A: Это и правда конденсат, зима однако и короткие пробежки машины...
KUK, 22.11.99. Оригинал.

 

Ведущий раздела Alexey73 (Илюшев Алексей), 20.06.01.