NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Управление электровентилятором
 Автор Тёма

Итак, задача: выкинуть штатную «мясорубку» и всю кучу пластмассы, идущую вместе с ней, и поставить электровентилятор или два.

Очень хорошо встаёт блок электровентиляторов от 21214, хотя это не самый бюджетный вариант, но хорош он тем, что встаёт перед радиатором, освобождая тем самым место в подкапотном пространстве. Но можно примастрячить и от 2106, стоимостью 550 р., результат будет не хуже.

Далее список и цены в Самаре.

Для работы необходимо:
1. Короткий тройник для а/м «Газель» под установку датчика ТМ 108 – 80 р.
2. Датчик ТМ 108 – 80 р.
3. Два хомута «Norma» - 2*15 р.
4. Герметик – 15 р.
5. Реле – любое, я взял 711.3747-01 (12 В, 50 А) – 40 р.
6. Клеммы на реле, клавишу и датчик.
7. Клавишу управления печкой для 2101.
8. Провода - 0.75 мм2 3 цвета по 2 метра, 2.5 мм2 3 цвета по 1 м.
9. Корпус под предохранитель 20 р.
10. Предохранитель.
11. Блок электровентиляторов – 550...2100 р. в зависимости от модели.

Выбираем схему (мне по душе вторая).

Итак, первая – самая простая, всё гасится при выключении зажигания, это даёт нам шанс завести машину утром, если вдруг переключатель остался в положении «Включено постоянно»:

Схема вторая, немного сложнее, но даёт нам возможность наблюдать за системой охлаждения в разных режимах. И даже обнаруживать некоторые неисправности системы охлаждения (грязный радиатор, умершее реле, предохранитель и вентилятор).

В этой схеме добавлены - пара сопротивлений, у меня МЛТ-0,25 и светодиод – любой двухцветный:

Схема вторая, но немножко упрощённая (проводов тащить меньше). У неё есть особенность: если переключатель режимов находится в положении «автомат», то при выключении зажигания вентилятор будет работать до момента срабатывания датчика (как в зубилах):

Пару слов о врезке тройника с датчиком в систему охлаждения.

Есть три варианта установки датчика:
1. в верхний патрубок радиатора;
2. в радиатор;
3. в нижний патрубок радиатора.

На заводе (применительно к двигателю ЗМЗ-406) его устанавливают в левом бачке радиатора, где температура жидкости ниже, чем в правом, так как она успевает охладиться при прохождении по каналам радиатора (в правый бачок жидкость поступает непосредственно с рубашки охлаждения двигателя).

Я врезал в нижний патрубок (по причине невозможности врезаться в сам радиатор), основываясь на следующих рассуждениях.

У нас система охлаждения двухконтурная имеет малый круг и большой. При нагреве жидкости термостат открывается и подключает большой круг (радиатор), при этом из радиатора холодная жидкость поступает в блок, а горячая по верхнему хоботу из блока в радиатор. Температура в двигателе понижается, термостат закрывается и радиатор отсекается.

За температурой в двигателе и в ГБЦ следит термостат, нам необходимо осуществить контроль температуры и охлаждение жидкости в РАДИАТОРЕ так, чтобы на выходе радиатора (большого круга) она была ниже температуры реакции термостата, градусов на 10...20 (это и есть наш запас).

ВЫВОД:

Измерять температуру жидкости для включения электровентиляторов нужно в самом радиаторе или на выходе из него (в нижнем патрубке) при помощи датчика ТМ 108.

А вот датчики бывают разные (в скобках указана температура включения – выключения):
ТМ 108-02 (87-82) - АЗЛК-2141;
ТМ 108-10 (99-94) - ВАЗ-08, 09, ВАЗ-1111;
ТМ 108 (92-87) - ВАЗ-03, 06, 07, ГАЗ-3102, 3110;
ТМ 108 (82-67) – видел один раз на авто, в продаже не нашел.

Дабы иметь запас по температуре нужно в нижний патрубок ввернуть датчик «похолоднее». Датчик желательно покупать итальянский, он у Вас прослужит долго, датчики, произведённые в Калуге, ходят максимум 30 000 км и то, если повезёт.

11.08.05.

Дополнение от 18.05.10, автор Yohan.

Выше в статье есть, соответственно, варианты, когда питание подаётся только при включенном зажигании, либо постоянно, т. е. вентилятор при срабатывании датчика может крутиться и без зажиганиях (так на ВАЗ 2109 было сделано).

Я выбрал другой вариант: взял плюс управляющей цепи с кнопки аварийки (коричневый). Получается, на этом проводе есть плюс при включенном зажигании, при выключенном зажигании плюса нет, но если при выключенном зажигании включить аварийку - появляется плюс. Таким образом можно заглушить двигатель и, включив аварийку, остужать радиатор.

Также автор предлагает использовать двухцветный светодиод. Мы же упростили схему и поставили один обычный светодиод, который загорается при включении двигателя вентилятора. Так получается, что при постоянно включенном вентиляторе диод горит постоянно, а когда кнопка в автоматическом положении - диод загорается при срабатывании датчика температуры и горит во время работы вентилятора.

К сожалению, рисовать схемы не умею поэтому только на словах.