NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Установка датчика уровня стеклоомывающей жидкости
 Авторы Monah(21213) и Baton055

Требуемые материалы

1. Датчик уровня стеклоомывающей жидкости от ВАЗ-2110 (бывает в любом магазине автозапчастей).
2. Крышка бачка стеклоомывающей жидкости (пятилитрового Нивского 21213).
3. Провода 2-3 метра (сечение 0.5 - 0.75 мм2).
4. Колодка под клеммы пластмассовая с резинкой для подключения к датчику.
5. Клеммы узкие типа "мама" - 4 шт. (для подключения к датчику и к приборке).
6. Клемма широкая типа "мама" для подключения к блоку предохранителей - 1 шт.
7. Клемма для присоединения к массе (под гайку) - 1 шт.

Изготовление датчика

Датчик ВАЗ-2110 состоит из трех частей: верхняя, видимая часть - разъем с контактами (на самом деле, верхняя часть вставляется в нижнюю), средняя - крышка бачка, нижняя - корпус с поплавком. Крышка зажата между верхней и нижней частью, которые соединены между собой тремя шурупами.

Задача - заменить десяточную крышку на нивскую :) Для этого: откручиваем три шурупа и ОСТОРОЖНО разъединяем части датчика; далее берем нивскую крышку и в центре прорезаем отверстие диаметром 32 мм (аналогичное отверстию в десяточной крышке); ОСТОРОЖНО собираем датчик, но уже с нивской крышкой; сверлом 0.5 - 0.7 мм сверлим в крышке отверстие для доступа воздуха в бачек. Все - датчик готов.

Подключение

Схема подключения датчика на ВАЗ-21213 (карбюратор - не задействована
лампочка "Check Engine").

При установке на 21214 и др. с инжектором можно задействовать лампочку "пристегните ремни" или установить дополнительную в свободном месте.

Принцип работы

При включенном зажигании, если уровень жидкости в бачке опускается до нижней точки датчика (пластмассовая шайба - стопор поплавка), загорается лампочка сигнализации, при этом в бачке остается небольшой запас жидкости, т. н. "резерв".

Monah(21213), 05.02.03.

Обратите внимание на полученную по почте реплику Датчики уровня жидкостей, автор Sam.

* * *

Предыстория. Даже при коротких поездках в слякотную погоду неоднократно попадал в ситуацию, когда неожиданно кончалась омывайка, и приходилось искать место остановки с грязными стеклами (для пополнения бачка). Датчик уровня заказывал готовый (сейчас там доступен только один универсальный). Второй экземпляр собрал из доступных компонентов 2108 (на другое авто). Процесс переделки описан в первой части этой статьи.

Исходные данные: 21214 2012 г. в., панель приборов 2115 со всеми задействованными индикаторами (в том числе с задействованным индикатором "Ремни" на водительское место (вся сигнализация в комбинации приборов - чип-светодиодами). Наличие большого желания обойтись без вмешательства в торпеду (с установкой дополнительных сигнальных ламп).

Мой путь: Под девизом "однотипное - к однотипному". Внимательнее изучил цепь сигнализации низкого уровня тормозной жидкости. В ДАННОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ на клеммах ДУТЖ - были зафиксированы следующие данные: ЭДС~12.00 VDC, Iкз=1 mA. В качестве задающего генератора импульсов под работу в цепи с столь малым током, приобрел (самый слабый из доступных) мигающий светодиод.

Выбор мигающего светодиода под конкретное применение - отдельная тема. Именно красные имеют наименьшее падение напряжения (2,0-2,4V) при широком диапазоне работы по току (до 20 mA). Из имевшихся в наличии в отделе радиодеталей, были выбраны мигающие светодиоды с заявленной характеристикой - "200mcd 3-5V ф5". У нас, в отделах радиодеталей, имеются постоянно действующие демонстрационные платы работы светодиодов, на которых можно выбрать мигающий светодиод с наиболее подходящей частотой импульсов - мне привычнее частота, схожая с работой поворотников. Пробное прямое подключение между клемм ДУТЖ (при наличии между них потенциала) подтвердило дееспособность данной схемы (полярность - методом тыка). Пробное подключение с запараллеленным электролитом только ухудшило эстетичность работы. Другие мигающие светодиоды на совместимость с данной схемой - не проверял.

Сборка и подключение.  Мигающий светодиод решил установить в месте перехода соединительной колодки датчика уровня и провода (в непосредственной близости от "наблюдаемого объекта"). Соединяем последовательно светодиод и датчик уровня + соединительный провод. Соединение герметизировано и упрочнено при помощи термоусадочной трубки с клеевым подслоем. У нас она продается только в магазинах электротоваров (на строительном рынке), которые торгуют инструментом и комплектующими торговой марки КВТ.

В зоне бачка оставляем достаточное количество провода для возможности извлечения датчика и прокладываем соединительный провод по штатным жгутам до бачка Тормозной Жидкости. По месту разделываем и оконцовываем ответвительными клеммами 6,3. В ДУТЖ под установку ответвительных клемм с нижней стороны аккуратно отламываем мешающую часть корпуса, стараясь не нарушать герметичности черной цилиндрической части. Подсоединяем к ДУТЖ оконцованные ответвительные клеммы и при включенном зажигании подсоединяем ранее приходившие на датчик клеммы (полярность - методом тыка). Убеждаемся в работоспособности схемы:

Последовательность работы собранной схемы: Штатное подключение сигнализации низкого уровня ТЖ имеет более высокий приоритет - постоянное горение соответствующей ЛС. Мигающая сигнализация низкого уровня омывайки - только при соответствующем уровне ТЖ. Менять местами соответствие режимов - не советую. Все же прямое срабатывание геркона - надежнее, чем через дополнительные элементы:

Преимущества: При включении зажигания при опустевшем бачке это сразу напоминает водителю о необходимости доливки.

Недостатки: При движении, по мере расходования омывайки ЛС начинает судорожно помаргивать на кочках, и только после опускания поплавка в нижнюю зону - монотонно "капает на мозг", вынуждая устранить причину.

Последующее развитие идеи: В случае если у вас на сигнализацию низкого уровня тормозной жидкости, установлена одна ЛС 12V 1.2W (I=90mA через датчик), для повторения данной идеи придется заменить её на небольшую сборку ярких (прозрачных) светодиодов (соответствующего светофильтру света) с рабочим током 10...20 mA. На три последовательно соединенных светодиода - добавочное сопротивление ~ 1000...750...600 Ом (~ 10..15..20 mA). Яркость свечения - сразу корректируйте номиналом добавочного сопротивления, на штатный регулятор яркости реагировать не будут:

В центральное отверстие идеально подошла шайба Ф5 - тугая посадка, фиксация элементов при помощи суперклея.

При реализации данной схемы в инжекторной ВАЗ_2107/2010 была выявлена следующая особенность - всё замечательно работало при проверочной отработке при включенном зажигании, однако при работе двигателя задающий мигающий светодиод "дурковал". Для доведения схемы до задуманного состояния оказалось достаточным установить помехоподавляющий электролитический конденсатор номиналом 22 мкФ параллельно клеммам ДУТЖ (светодиоду). При его подключении необходимо соблюдать полярность соответствующую полярности генераторного светодиода. Номинал емкости произвольный - что под руку подвернулось, напряжение не менее 16 В. Поскольку устанавливается в подкапотном пространстве - необходимо герметизировать термоусадкой. После данного дополнения схема работает как задумано.

Светодиоды в сборке пришлось обработать напильником (сточить линзы), чтобы давали более рассеянный свет, а не четкий круг на светофильтре. Яркость "табло" выше чем при предшествующей ЛС_1,2 Вт.

Видео работы задающего мигающего диода. 

Примерный бюджет данных усовершенствований:
Датчик уровня ОЖ-2108 ~300 руб.
Мигающий светодиод 10 руб.
Провод 2*0,75 - 1,5 м.п.*30 руб/м.п.= 45 руб.
Набор термоусадочных трубок 150 руб.
Ответвительные клеммы 6,3 2*5 руб.= 10 руб.
Итого: чуть больше 500 руб.

На момент написания статьи эксплуатирую данную схему с конца сентября по апрель, ~10 тыков - без нареканий.

Baton055,  22.04.15.