NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Доработка схемы указателей поворота и аварийной сигнализации
 Автор AlexM из конф. "ЗР"

К этой идее меня подтолкнули обстоятельства. Ехал на дачу - вдруг закончился в баке бензин. Как я не обратил внимание на индикатор уровня топлива, понять не могу - первый раз такое! Короче, пришлось ловить буксир…

Висеть "на галстуке" с непривычки оказалось неприятно. Малая дистанция, необходимость точного повтора маневров буксира, держало меня в сильном напряжении. А ведь надо еще, едущих сзади водителей как-то предупредить о маневрах, им же за моим автомобилем не видно сигналов буксира. Для этого приходится отвлекаться от дороги - нажимать кнопку аварийной сигнализации, включать зажигание, "переключать" повороты. Ведь известно, что на наших машинах (у меня "Нива"), когда лампы аварийной сигнализации (они же - лампы указателей поворота) включены, правый и левый указатели поворота работают синхронно. Значит, для того чтобы показать всем свой маневр, надо выключить аварийную сигнализацию, повернуть ключ зажигания и включить переключатель поворота. Соответственно, после маневра - снова включить аварийную сигнализацию и выключить зажигание. Понятно, что бесконечное манипулирование кнопками раздражает (особенно на буксире) и отвлекает внимание.

Неудивительно, что после такой поездки, я немедленно занялся усовершенствованием электрики. Появилась идея, повышающая внешнюю информативность активной безопасности автомобиля, - и новая схема, которая избавляет водителя от метания между кнопками, а порядок включения указателей поворота теперь не отличается от привычного. Например: при включении правого поворотника, при включенной аварийной сигнализации, лампы левой стороны автомобиля выключаются, а при возврате переключателя в среднее положение - опять включаются.

В схему я добавил два диода с прямым током не мене 5 А и два пятиконтактных реле - они дополнительно уменьшают токовую нагрузку на контакты подрулевого переключателя указателей поворота. Как диоды и реле подключены, можно понять на примере схемы "Нивы 21213".

Как видите, подключить нетрудно (инструкция вариант №1 и вариант №2). А польза ощутимая: причем, не только для вас, но и для окружающих.

В выходной, 14 июня, наконец, нашел время доработать схему своего авто. На переделку ушло не более полутора часов, с перекурами. Доработанная схема стала работать сразу, выходит, я нигде не ошибся. :-))) 

На схемах:
1 - реле - прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
2 - выключатель аварийной сигнализации.
3 - подрулевой переключатель указателей поворота.
4 - дополнительные пятиконтактные реле.
5 - дополнительные диоды на ток не менее 5 А (установил диоды Шоттки SP540, 5 А, 40 В, Uп = 0,57 В). 

А - работа штатной схемы Б - работа доработанной схемы
Замок зажигания в положении "Стоянка".
На Пр. №2 нет напряжения. На Пр. №9 - 12 В.
Замок зажигания в положении "Зажигание".
На Пр. №2 и Пр. №9 напряжение 12 В. Питание подается на реле поворота, а на доработанной схеме и на дополнительные реле. 
Подрулевой переключатель в положении левого поворота.
С подключенными лампами реле поворотов начинает работать. 
Подрулевой переключатель в положении правого поворота.
С подключенными лампами реле поворотов начинает работать. 
Замок зажигания может быть в любом положении. 
Аварийная сигнализация включена, при этом цепи правых и левых ламп поворотов замкнуты. Лампа выключателя горит в противофазе с лампами поворота, так как от них "получает" массу. 
Подрулевой переключатель в положении левого поворота.
В штатной схеме мигают все лампы, а в доработанной - отключились цепи правах ламп, лампа в выключателе аварийной сигнализации горит постоянно. 
Подрулевой переключатель в положении правого поворота.
В штатной схеме мигают все лампы, а в доработанной - отключились цепи левых ламп, лампа в выключателе аварийной сигнализации горит постоянно. 

P. S. Предложил эту идею в рубрику "Советы бывалых" журнала "За рулем", материал (одна схема и 4...5 поясняющих предложений) был готов еще к февральскому номеру 2003 г., но что-то не складывается с публикацией. Похоже этот совет никогда не появится на страницах журнала. :-((( 

Последовательность работ по доработке схемы. Вариант №1.

Для справки, старая и новая схемы:

Инструменты: крестовая отвертка, паяльник, устройство для обжима клемм, тонкое шило, бокорезы, технический фен, ключ “на 10".

Материалы: два пятиконтактных автомобильных реле, два диода на ток не менее 5А, провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 4 шт., простые – 7 шт. и одна под винт М6, термоусадочный кембрик, п/в изоляция.

Порядок работ:

  1. Отсоединяем “минусовой” провод от АКБ, снимаем кожух рулевой колонки и комбинацию приборов.
  2. Отсоединяем колодку с проводами от выключателя аварийной сигнализации.
  3. В колодке от 7 клеммы бокорезами откусываем один провод, идущий к клемме 2 реле – прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота (его возможно определить по направлению его входа в жгут, идущий в приборной панели). Отрезанный провод вытягиваем в приборную панель. Зачищаем изоляцию, опрессовываем простую клемму и изолируем ее с помощью термоусадочного кембрика.
  4. С помощью шила вынимаем 4 клемму из колодки и откусываем ее. Зачищаем провод от изоляции. Берем дополнительный провод и тоже его зачищаем. Проводники скручиваем, обжимаем клемму под колодку и вставляем ее на место, в 4 гнездо. Провод протягиваем к приборной панели.
  5. На расстоянии примерно 4 см от колодки перекусываем провода, идущие от клемм 1 и 3,  и в каждый разрыв впаиваем по диоду анодом к колодке. Заблаговременно надо одеть термоусадочные кембрики, так чтобы изолировать выводы и пайку.
  6. Жгут, с дополнительным проводом от 4 клеммы, обматываем изоляцией и вставляем выключатель аварийной сигнализации в колодку.
  7. Подготавливаем два реле, скрепляя их, друг с другом боковыми поверхностями, изоляцией. Для простоты дальнейшего объяснения назовем одно реле “левое реле” (ЛР), а другое – “правое реле” (ПР). Контакт 30 ЛР и 88 ПР соединяем изготовленной перемычкой с простыми клеммами, которые изолированы с помощью термокембрика.
  8. Разъединяем 8-ми контактную колодку, идущую от подрулевого переключателя.
  9. С помощью шила вынимаем из колодки клемму 5, изолируем термокембриком и подключаем к контакту 87 ЛР.
  10. С помощью шила вынимаем из колодки клемму 8, изолируем термокембриком и подключаем к контакту 87 ПР.
  11. С помощью шила вынимаем из колодки клемму 4, изолируем термокембриком и подключаем к контакту 88 ЛР.
  12. Провод от контакта 2 реле – прерывателя, о котором говорилось в 3 пункте, подключаем к контакту 30 ПР.
  13. На провод от контакта 4 выключателя, о котором говорилось в 4 пункте, монтируем две простые клеммы на расстоянии 5 см, изолируем их термокембриком и подключаем к контактам 85 ЛР и 85 ПР.
  14. Изготавливаем три перемычки. Две - по 10 см, с одной стороны клеммы простые с изоляцией термокембриком, а с другой под колодку. Одну – 15 см, с одной стороны клемма под колодку, а с другой под винт М6.
  15. Вставляем клеммы перемычек в колодку, причем клемму длинной перемычки в гнездо 4, а короткие в – 5 и 8.
  16. Провод, идущий от 5 контакта колодки, подключаем к 86 ЛР. Провод, идущий от 8 контакта колодки, подключаем к 86 ПР.Провод идущий от 4 контакта колодки, подключаем к массе, под крепеж приборной панели.
  17. Закрепляем “блок” из двух реле в удобном месте панели приборов. Соединяем 8-ми контактную колодку подрулевого переключателя.
  18. Ставим на место комбинацию приборов, кожух рулевой колонки и подсоединяем “минус” к АКБ.
  19. Проверяем работу указателей поворота и аварийной сигнализации.

Работа закончена.

 

Последовательность работ по доработке схемы. Вариант №2.

Этот вариант доработки схемы включения указателей поворота и аварийной сигнализации отличается от варианта №1 тем, что большую часть работы можно сделать не в автомобиле, например, дома. А именно, дома можно изготовить модуль, состоящий из двух реле и двух (папа, мама) восьми штекерных колодок, которые используются для соединения трехрычажного подрулевого переключателя со жгутом в панели приборов. 

Принципиальная схема модуля:

Обозначения на схеме:

1 - реле для левых ламп поворота; 
2 - реле для правых ламп поворота; 
3 - колодка (мама); 
4 - колодка (папа); 
5 - вид на колодку и порядок штекеров по схеме ВАЗ-21213;
а - провод идущий к выключателю аварийной сигнализации. 

Монтажная схема модуля:


Обозначения на схеме: 
1 - реле для левых ламп поворота; 
2 - реле для правых ламп поворота; 
3 - колодка (мама); 
4 - колодка (папа);
а - провод идущий к выключателю аварийной сигнализации.

Изготовления модуля.

Инструменты: устройство для обжима клемм, бокорезы, технический фен.

Материалы: два пятиконтактных автомобильных реле, две колодки (мама, папа), провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 8 шт., клеммы (папа) под колодки – 8 шт., простые (мама) – 9 шт. и одна под винт М6, термоусадочный кембрик, п/в изоляция.

Порядок работ:

  1. Соединить реле и колодки проводами, на концы которых обжаты соответствующие клеммы, согласно схеме. Клеммы, подключаемые к реле, изолировать термоусадочным кембриком.
  2. Провод "а", который будет подключен к выключателю аварийной сигнализации, должен быть с запасом, примерно 70...80 см. Длинный провод будет легче "внедрить" в штатный жгут проводов в приборной панели.
  3. Провода, соединяющие колодки и реле, сформировать в жгут, на который сделать несколько бандажей из п/в изоляции.

Монтаж модуля в автомобиль.

Инструменты: крестовая отвертка, паяльник, устройство для обжима клемм, тонкое шило, бокорезы, технический фен, ключ "на 10".

Материалы: собственно модуль, два диода на ток не менее 5А, провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 1 шт., простые (мама) – 1 шт., термоусадочный кембрик, п/в изоляция.

Порядок работ:

  1. Отсоединяем “минусовой” провод от АКБ, снимаем кожух рулевой колонки и комбинацию приборов.
  2. Разъединяем 8-ми контактные колодки, соединяющие подрулевой переключатель со жгутом, и вставляем в них модуль.
  3. Отсоединяем колодку с проводами от выключателя аварийной сигнализации.
  4. В колодке от 7 клеммы бокорезами откусываем один провод, идущий к клемме 2 реле – прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота (его возможно определить по направлению его входа в жгут, идущий в приборной панели). Отрезанный провод вытягиваем в приборную панель. Зачищаем изоляцию, опрессовываем простую клемму и изолируем ее с помощью термоусадочного кембрика. Затем подключаем ее к контакту 30 реле 2 модуля.
  5. Провод "а" протягиваем по жгуту к выключателю аварийной сигнализации.
  6. С помощью шила вынимаем 4 клемму из колодки и откусываем ее. Зачищаем провод от изоляции. Берем провод "а" и тоже его зачищаем, предварительно отрезав его излишки. Проводники скручиваем, обжимаем клемму под колодку и вставляем ее на место, в 4 гнездо.
  7. На расстоянии примерно 4 см от колодки перекусываем провода, идущие от клемм 1 и 3 и в каждый разрыв впаиваем по диоду анодом к колодке. Заблаговременно надо одеть термоусадочный кембрики, так чтобы изолировать выводы и пайку.
  8. Жгут с диодами обматываем изоляцией и вставляем выключатель аварийной сигнализации в колодку.
  9. Провод идущий от 4 штекера колодки модуля, подключаем к массе, под крепеж приборной панели.
  10. Закрепляем “блок” из двух реле модуля в удобном месте панели приборов.
  11. Ставим на место комбинацию приборов, кожух рулевой колонки и подсоединяем “минус” к АКБ.
  12. Проверяем работу указателей поворота и аварийной сигнализации.

Работа закончена. 

Взято из  http://alexm.za.ru/htm/kopilka/kopilka.htm с разрешения автора.

17.09.03.