NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Удобная контролька
 Автор vasak

Использование контрольной лампы для проверки питания требует постоянного внимания: стоит на секунду отвести взгляд в сторону – и кратковременно вспыхнувшую лампочку можно просто не заметить. Короткое погасание лампы в случае неустойчивого плюса в цепи тоже может быть принято за «неконтакт» самой контрольки в месте подключения. Кроме того, кратковременные процессы такого рода можно не обнаружить из-за инерционности лампы накаливания.

На автомобиле встречаются провода, постоянно работающие на изгиб.

Например, провода в жгуте двери задка. 

В подобном случае проверка упростится, если саму контрольку немного усложнить, добавив тиристор, как это показано на рисунке 1.1.

Включение такой контрольки произойдет при разовой подаче плюса на управляющий электрод тиристора, а выключение ее – даже при кратковременном обрыве, как по плюсу, так и по минусу. Фиксация имеющегося обрыва или замыкания для любого провода не потребует постоянного контроля за лампой.

Допустим, что у нас есть перегоревший предохранитель FU1 по цепи питания какого-то потребителя (см. рисунок 1.2), а проверка самого потребителя выявила полную его исправность, т. е. под подозрение попал замкнувший на массу провод (замкнувший провод условно показан пунктиром). Теперь подключаем такую контрольку так, как показано на рисунке 1.3, а если клемму 1 контрольки запитать сразу от постоянного плюса, то при проверке не потребуется включение штатного выключателя нагрузки. А значит, что и не будет повода озаботиться исправностью выключателя при поиске замыкания в проводе. Потребитель на момент поиска замыкания отключаем любым цивилизованным способом, потом кратковременно нажимаем на кнопку контрольки. Если замыкание есть (именно так мы и подозревали), то лампа будет гореть до тех пор, пока при проверке провода (встряхиванием) замыкание не устранится хотя бы на долю секунды. Как следить за лампой – зависит от надежности самого замыкания и возможности воспроизвести его еще раз для большей достоверности. Возможно, что в некотором случае будет удобно добавить к лампе какую-нибудь «пищалку». Сам факт кратковременного пропадания замыкания будет установлен очень надежно, а дальше уже поступаем по обстоятельствам.

Если есть подозрение, что какой-то провод время от времени замыкает на плюс, то подключаем нашу контрольку, как показано на рисунке 2. В этом случае используем свойство тиристора включиться от короткого импульса в цепи управляющего электрода.

Провод «А» на рисунке 2 – это один из проводов жгута, находящийся под током, но контрольку можно запитать от любого другого провода. В некоторых случаях даже лучше взять питание из другого места, например, прямо от аккумулятора. Провод «В» - это проверяемый, где и ожидается появление замыкания или импульсной помехи (при отсутствии замыкания на постоянный плюс). Само место замыкания на рисунке изображено условно и «увеличено». Далее проверяем жгут на изгиб, встряхивание, растяжение и прочее... Загорание контрольки свидетельствует, что мы на правильном пути.

Можно проверить таким способом провод (или жгут) на обрыв, подключив его к точкам 3 и 4, как это показано на рисунке 3.

Тиристор – любой из серии КУ201, КУ202. Резистор R1 – порядка 10 – 20 кОм, R2 – 2,2 кОм. Кнопка – любая с контактами на замыкание. Все подключения, естественно, нужно делать без повреждения изоляции или разрезания проводов, хотя так нужно поступать и при использовании обычной контрольки. Нового в этой идее нет ничего, но способ не раз выручал при ремонте.

17.05.04.