NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Тангенциальный вентилятор в отопителе
 Автор Петр Миронов

Всем хорош "зубильный" вентилятор, но если не выходить за габариты "сапога", то надо попрощаться с воздушной заслонкой. А она-то нужна, тем более, когда стоишь, а впереди Камазик "евро6", да и на полевой дороге коль кто где-то черти где, а пылюга вот она. Ну а если еще и кондей ставить, то уж обязательно заслонка должна быть. Потому как весьма шумный вент от Фроста в салоне при отоплении слушать не прельщает как-то (хотя есть задумка и туда такой же впендюрить внутрь рециркул нормальный сделать, забулдыгу с вентом ликвидировать и полку под бардачком вернуть на место). Ничего из доступных автомобильных сабжей не обнаружилось, нет ну есть некоторые иномарочные поменьше в диаметре "восьмерочного" но пошире. и втиснул бы в "сапожок", хотя надо с кожухами печки брать и все дорабатывать, но в продаже редко, да и цена такая, что и на лысой башке шерсть дыбом стала. 

Вариант использования тангенциального вентилятора от торгового холодильника, который, как сабж, абсолютно доступен, (а если есть где еще и на шару ...) позволяет и поток равномерный почти по всей ширине "сапога" и приличный напор получить (сразу замечу, что с штатным движком менее несколько, чем восьмерочный, ну так у того и оборотов поболее в треть, хотя один экземпляр делал с выдернутым "восьмерочным", лихо дует, но вот с мотором - надо и вал резать и протачивать, толстоват он в тангенциальный вариант, и крепеж помуторней к нему, так что желающие могут и так сделать, но я, и не только, довольны и с штатным моторчиком), и вместится в собственно "корыто" "сапога". В оригинале он примерно так выглядит:

Я использовал вент габарита 180 мм (с мотором он длиннее) и с диаметром турбины 60 мм, (следующий типоразмер уже 240, можно поставить, но тогда весь мотор будет сбоку "сапога" и если мотор сбоку в сторону аккума не стеснит, или запаска под капотом не проживает, то ставьте 240 мм, но это на любителя, хотя кубатура потока на четверть больше, внимание, напор будет одинаков). С меньшим диаметром турбины нет смысла ставить, (80 мм экзотика, нестандарт, хотя, подрезав выхлоп - становится, но уж редкость большая хоть и лучше). 60 мм прекрасно умещается аккурат в габарит до "ступеньки" "сапога" перед заслонкой и не мешает оной работать. Да и вообще хлопоты только с установкой мотора. На все про все при заготовленных материалах полдня и новый сапог на месте. 

Итак, для начала приобретаем или достаем с списанного холодильника вышеуказанный вентилятор не важно какого производителя. Так же не важно с какой стороны его мотор на 220 вольт. Все венты позволяют менять местами привод. Нам нужно получить такой сабж:

А в итоге такое изделие:

Внимание! Турбинка вращается (если смотреть со стороны запаски) против часовой! 

Направление лопастей точно, как на фото, наоборот работать не будет! Я в этом варианте использовал мотор штатный, который лежал без дела после установки "зубильного" в "сапог". Одно изделие было собрано с использованием какого-то импортного 12 В, по форме похожего на те, что на "карлсонах", но меньше в диаметре и тоньше. Вот тот вариант встал в "сапог" без всяких отверстий в боковинах, поскольку все в сборе короче на 4 см оказалось. Но больше такой не попадался. Так что вариант нивовского мотора рассматриваем. 

Внимание! Поскольку в данном варианте мотор стоит справа, то для получения нужного направления необходимо сменить полярность! То есть плюс подавать на черный, а минус на красный или голубой поскольку в моторе они все равно на одной щетке. И все от корпуса изолированы. Если использовать штатное включение, то надо схему слегка переделать. То есть запитать плюс через предохранитель печки на черный провод, а голубой и красный коммутировать через переключатель штатный, но на массу. Синий напрямую, красный через сопротивление. Если же включение, как у восьмерочного – то так как там только так же черный на переключатель, а красный или синий на массу. При установке мотора со стороны аккумулятора – один в один штатное. 

Приступаем к переделке вента. Снимаем с кожуха все планки и кронштейны крепления этого сабжа, ну если какие не будут мешать, то можно и оставить. Далее снимаем с вента мотор, как правило весь надо провернуть на 12 гр против часовой (там что-то вроде байонетного крепления):

 Мы же мотор свой установим. Пожалуй, самое сложное в этой в общем- то простой конструкции - крепление мотора. Вначале делали обычный обжимной хомут с тремя ушками во внутрь для крепления к кожуху, но возникали проблемы с центровкой, приходилось подгонять да подгонять. Наиболее практичным оказалось использование готовых баночек, подобрав диаметр чуть более диаметра мотора, (только не жестянок консервных), а к примеру глубоких крышек, на банках кофе, глубины 5 см более чем достаточно. Есть довольно толстостенные, хотя и пластмасса, весьма прочные. Если внутри что-то выступает - срезаем ножом, стамеской или же сверлом в дрели. На фото использована баночка от когда-то купленного табака трубочного. 

Так что тут подбирайте, что подберете, или же все-таки хомут с ушками, хотя и геморойней в работе. А готовая баночка проще в использовании и центровке, просто приставили - собственно центр для отверстия под вал мотора наметили через самые ближние к краю торца кожуха узкие прорези 3 мм места для сверления на днище банки (не забудьте сделать метки ориентации на кожухе и банке на случай не совсем точной разметки). Ну а дальше понятно, как крепится и выглядит из фото

Все! самое сложное Вы сделали! Далее нам надо сделать сопряжение вала мотора с турбиной. В турбине установлен такой резиновый узел, видно на турбине:

(Если надо переставить - просто выковыривается аккуратно, а вот противоположный с валом опорным - провернуть на 12 гр, а вот его же опора с подшипником - просто вынимается с усилием из кожуха вента). Так вот в резиновом узле отверстие порядка 4 мм под вал родного мотора. У нас вал мотора несколько больше, да еще как бы прямоугольный. Вот это и хорошо. Новым надфилем равномерно расширяем отверстие, придавая ему форму сечения нашего вала. Так, чтобы с некоторым усилием на вал одевалось. Не надо уж слишком туго. Затолкнете внутрь турбинки - потом будете обратно доставать. На кончике вала желательно сделать фаски для более легкого захода в резину, да и резину силиконом смазать не грех. Как и что выглядит - смотрите на том же рисунке:

Все собрали? Если мотор в банку не туго входит, а болтается, то по окружности вставляем отрезки подходящей толщины пластика, как правило клей или что-то такое не требуется, при тугой посадке пластиковых вкладышей никогда не провернется, ну при желании можно и клеем закрепить. Не спешите все посадить сразу намертво - разбирать придется! Или же когда у Вас все еще разобрано - сделайте нужные разметки и тогда можете собрать сразу и окончательно.

Замеряем чистую длину кожуха, этот размер отмечаем на ступеньке внутри "сапога", которая отделяет само "корыто" от скоса "сапога". Размер откладываем со стороны, которая к аккумулятору (поскольку со стороны запаски будет мотор). По длине, которую и займет собственно кожух, подрезаем ступеньку примерно на половину ее высоты, в одном варианте ничего не вырезали, но тогда выхлоп был несколько вверх, хотя на эффективности вроде никак и не сказалось. Так что при желании можно и ничегошеньки не вырезать в ступеньке. 

Далее вкладываем кожух в "сапог" и так чтобы край выхлопа лег в вырез ступеньки или же на нее, (в зависимости резали - не резали). Как должен лечь выхлоп на ступеньку видно на рисунке:

И с внутренней стороны на стенке к аккумулятору, (назовем ее левой) размечаем под сверление круглого окна под штатную подшипниковую опору вента:

Можно и этого отверстия не делать, только в этом случае все сместится вправо на 6 мм и моторчик штатный от отопителя Нивы будет больше выступать из "сапога" в сторону запаски. Смотрим на картинках подготовленный "сапог". 

ВНИМАНИЕ! Прорези в продольной стенке, та что к мотору сапога, не делаются! Этот «сапог» был ранее прорезан под «зубильный»! 

Обратите внимание что на втором фото под мотор нагрета боковая стенка и несколько выдавлено место под торец мотора, (потом не стали греть и штамповать, а вырезали по диаметру мотора, и лишнее потом заполняли монтажным клеем). Вставляем наш собранный вентилятор в «сапог», в нашем случае с отверстием слева с предварительно снятой опорой подшипника, которая уже потом устанавливается через вышеуказанное отверстие:

Окончательно выставляем вент в сборе в «сапоге» так, чтобы край выхлопа не выступал за ступеньку (видно на 

И затем крепим двумя саморезами, не очень длинными, 8 мм достаточно, ближе к краям кожуха вента, двух вполне достаточно, главное сверлить в местах плотного прилегания кожуха к передней стенке. 

Установленный вент виден на картинках:

Далее по месту вымеряем и из тонкого пластика делаем перегородку, отделяющую корыто от отсека над заслонкой. Наиболее оптимальная установка – с края выхлопа вента под наклоном с опорой на заднюю стенку «сапога». Как собственно установлена перегородка, видно на собранном сабже снизу

Вставка, что вставляется в сапог обычно подрезается снизу до зазора с турбиной, но, как вариант, все внутри вырезается, кроме верхней части наклонной сетки, которая ставится в сторону к лобовому стеклу и на остальном в самодельной рамке фильтр. 

Ну вот собственно и все. Дольше рассказывать, быстрей делать. И картинки к тексту:

Здесь изложен самый сложный вариант. Если же слева не делать отверстие, а справа прорезать окно больше, чтобы не выштамповывать и не подрезать ступеньку, то работы и котик не плакал даже. Эффективность вента при штатном моторчике и на полной скорости вероятно не ниже 160 м3 в час и напор ОК: 15 мм вод. столба, что не так уж и плохо. Если же моторчик поставить с оборотами равными восьмерочному, то этот восьмерочный переплюнет солидно. Но вполне достаточно в реалии и штатного нашего. 

Главное, чтобы и салон-то протяжку имел! У меня на задних воздушниках кузова поставлены на жабрах с шестерки капотные заборники, но щелями назад. Дешево и совсем не сердито. Крокодил на раз прогревается, (был момент закрыли их и все в хвосте похолодало, как, впрочем, и штатно с завода просто щели без накладок часто, в зависимости от ветра, малоэффективные, не то что с накладками от шохи по крайней мере).

09.02.16.