NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Зубильный мотор в отопителе
 Автор G8.

Давно хотелось сделать что-нибудь с печью с целью увеличить количество воздуха, прогоняемого в салон. Долгие эксперименты с зубильной улиткой не привели к положительному результату - в инже она не помещается под капотом. Поэтому решил для начала попробовать просто поставить зубильный моторчик печки вместо родного Нивского.

Поскольку на улице зима, и в гараже холодно, то снял низ печки вместе с моторчиком и принес домой.
Зубильный моторчик не продается просто сам по себе, а только с ротором. Поэтому первое, что сделал - снял стопорное кольцо и ротор.

Дальнейшие примерки показали, что зубильный моторчик меньше по диаметру и на него нужно намотать изоленты. Но он еще и длиннее, поэтому не встает на место штатного. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно подпилить корпус печки. К сожалению, нет фотографии, как он выглядел до этого. Но после подпиливания выглядит вот так:

Еще на моторчике нужно развернуть боковые лапки на 180 градусов - на них он потом будет крепиться. Вот как выглядит подготовленный моторчик:

Вообще, если изоленты намотать, что называется, впритык, то моторчик и так никуда не денется, но мы не ищем легких путей, хотелось гарантий от вылетания моторчика, например на грейдере. Для этого изготовил две вставки:

Делаются они из ленты шириной 17 мм толщиной 1,2 мм. Нижнее ушко у них размером 4-5 мм, и на них моторчик опирается лапками. Нужно это для того, чтобы нижняя крышка печки закрывалась полностью и после переделки. Если моторчик осадить без этих подставок, то он упирается низом в крышку, и она перестает закрываться полностью. Для изготовления ушек использовал металлическую "спичку" сечением 3х3 мм, которую отпилил от алюминиевого уголка с толщиной стенки 3 мм.

Вставки вставляются в резиновые закладки от штатного моторчика и прижимаются к зубильному моторчику, в таком виде это все устанавливается на место.

Теперь приступаем к самому главному: переделке крыльчатки. Использовалась крыльчатка с зажимной гайкой. Во-первых, как выяснилось, такую пустячную деталь активно подделывают. Заводскую можно определить по номеру на одной из лопастей. У нее латунная гайка, но стальная сердцевина. И в целом она много аккуратнее отлита.

Самое первое - нужно рассверлить в крыльчатке центральное отверстие. Для этого берем шайбу наружным диаметром примерно 18-20 мм, внутренним 12 мм и толщиной 2 мм. Потом накручиваем с хорошим усилием гайку крыльчатки.

Теперь аккуратно зажимаем это все в тиски за гайку, стараясь ее не смять.

Отверстие штатно 6 мм. Чтобы сохранить соосность, необходимо сверлить его поочередно, несколькими сверлами каждый раз используя сверло лишь на 0,2 -0,3 мм больше предыдущего. Я использовал такой ряд: 6,2 - 6,5 - 6,7 - 6,9 - 7,0 - 7,3 - 7,5 мм. Дополнительно нужно рассверлить с нижней стороны уступ сверлом сначала на 7,8 мм потом на 8,0 и глубиной примерно миллиметров 10. Там под гайкой есть надрезы, как раз до них сверлится этот уступ. Нужно это для того, чтобы крыльчатка садилась на ось подальше, потому что сама ось с уступом. После сверловки лапки на металлической вставке в крыльчатке, естественно, нужно подправить напильником.

Когда отверстие просверлено, прикидываем его на ось моторчика, если все нормально, то переходим к следующему шагу.

Охлаждается ли зубильный моторчик внутри проходящим воздухом или нет - вопрос спорный, но я решил не рисковать и сделать надрезы на крыльчатке, чтобы через моторчик воздух проходил. Делается это строго горячим инструментом! Пластмасса очень хрупкая! Делал так: разметил изнутри, где будут лепестки. Просверлил в углах будущих лепестков отверстия 1 мм - чтобы было снаружи видно, где резать. Взял стандартный шпатель Staer, у него толщина пластины порядка 1 мм или тоньше, нагрел его на газу и резал, где нужно. Легко кстати получается. Потом зачистил ножом облой. После этого нагревал каждый лепесток аккуратно строительным феном и отгибал по одной. Операция очень тонкая - отломить лепесток труда не составляет.

Наконец все готово, вот что получилось:

Кстати рядом та самая шайба, которая использовалась при сверлении.

Теперь переходим к установке сопротивлений. Одного Нивского сопротивления для зубильного моторчика мало. Поэтому поставил, как часто советуют, и штатное и зубильное. Ничего сложного там нет и все ясно из фотографии:

Изначально хотелось поставить зубильное сопротивление, так как оно ставится штатно, то есть на один саморез, но оно туда не полезло, пришлось закрепить еще двумя саморезами с боков. Если бы сразу решил устанавливать на три самореза, то, наверное, умнее было бы повернуть его набок.

Теперь устанавливаем моторчик и зажимаем его штатными зажимами. Нужно проследить, что бы плата моторчика была вровень с краем нового выреза на корпусе печки. Тогда крышка не будет в него упираться:

Добавляем крыльчатку:

Чтобы внутри корпуса не поселился "сверчок", приклеиваем кусок шумки на переднюю стенку изнутри:

Проверяем высоту:

Если моторчик будет стоять выше, то уже есть риск задевания за радиатор.

Для того, чтобы все это подключить, использовались две кнопки печки и жгут проводов. Вот так он выглядит:

А вот принципиальная схема:

Разъем на 6 контактов добавлен, чтобы было удобно при необходимости вынимать корпус печки.

--------------------

То, что получилось, испытал сегодня. На улице -32. Температура подаваемого воздуха порядка градусов 35-ти, может 40 (определял на ощупь). Воздушная заслонка была открыта на полную, кран естественно тоже. Баланс "в ноги" - "на стекло" был, где-то 25 - 75. На максимальных оборотах воздуха навалом. Лобовик чистый целиком, нигде нисколько не запотел. Воздуха "в ноги" пассажиру с большим избытком надо там еще, что-то приделать, что бы убавить. "В ноги" водителю дует нормально. Боковые стекла не сразу, но все равно запотели. Правда, со штатным мотором они потели при -5-10, а тут -32. При включении максимальной скорости шумит моторчик заметно сильнее, точнее шумит воздух, проходя через сопла, но от этого не легче.

Несмотря на вышеизложенные недостатки, потерянного времени не жаль. Улучшение налицо. Да и не постоянно же будут морозы -30, в основном ездить приходится до -10, а там плюсы, уверен, проявят себя заметнее.

18.01.06.