NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Бесконтактное (электронное) зажигание на ВАЗ-2121
 Авторы Shun Piker и Unborn2121

Причиной, побудившей меня подготовить данный материал, послужил постоянно и с завидной регулярностью, всплывающий вопрос о том, можно ли на ВАЗ-2121 установить систему бесконтактного (электронного) зажигания, аналогичную той, которой оснащена ВАЗ-21213. Поскольку я в свое время сам был озабочен данной проблемой и успешно реализовал ее на своей машине, проездив после этого с бесконтактным зажиганием более двух лет до замены двигателя, то считаю, что мой опыт будет полезен тем, кто тоже захочет осуществить подобную модернизацию своей машины.

Не буду особо распространяться насчет преимуществ бесконтактной системы зажигания перед обычной, контактной. Это уже хорошо сделали до меня. Поэтому во избежание повторений уже известных истин для начала предлагаю прогуляться по нижеприведенным ссылкам и внимательно их прочитать. Там все достаточно полно и хорошо изложено:

1. http://auto.dinfo.ru/The_textbook/lesson24.htm
2. http://lada-faq.100mb.net/old/faq/trambler_bsz.htm
3. http://lada-faq.100mb.net/old/faq/ignition.html

Прочитали ? Ну, вот и отличненько. А теперь я продолжу.

Итак, отправляемся в магазин за комплектующими деталями. При этом хорошенько запомним указанный в вышеприведенных ссылках номер бесконтактного распределителя зажигания для «классики» или даже лучше запишем его на бумажку, чтобы не забыть. Номер этот указан на корпусе трамблера. Не будем полагаться на «компетентность» продавцов, которые могут запросто продать Вам нивский трамблер, уверяя, что его надо ставить на шестерочный двигатель.

Также, при покупке комплектующих целесообразно взять сразу запасные коммутатор и датчик Холла, т. к. устройства эти имеют неприятное свойство внезапно и без видимых причин давать сбои в работе или выходить из строя, после чего Ваша машина сможет ехать дальше только на буксире. Помните, что коммутатор и датчик Холла являются ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫММИ ЗАПЧАСТЯМИ, КОТОРЫЕ ПОСТОЯННО ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В ВАШЕЙ МАШИНЕ! Если Вы сами мастер, то без особого труда сможете, в случае необходимости, заменить их, а если нет, то Вам их заменит кто-нибудь, кто умеет это делать, например те же «Ангелы». Но для этого коммутатор и датчик ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ВАС ПОД РУКОЙ, иначе Вам придется лихорадочно метаться по округе либо в их поисках, либо в поисках тягача.

При покупке датчика Холла обратите внимание на то, чтобы он подходил к покупаемому трамблеру. Для этого снимите крышку трамблера и сравните датчики. Он должны быть абсолютно одинаковыми. Кроме того, «правильный» датчик должен иметь по бокам два ушка под крепежные винты, а не одно спереди – это датчик, по-моему (точно не знаю), для 2108. Его тоже можно приспособить к трамблеру, но описание этой работы выходит за рамки настоящего повествования.

Катушку зажигания надо брать для ВАЗ-2108. Лучше обычного типа, маслонаполненную. Не берусь точно сказать, но вроде как есть мнение, что катушка «сухого» типа имеет ряд недостатков, в связи с которыми использование обычной катушки вроде бы как предпочтительнее.

Стоит также обратить внимание на жгут проводов. Надо брать жгут зажигания для «Нивы» - есть такие в продаже. Цвета проводов в нем соответствуют цветам проводов, указанным в схеме электрооборудования 21213, поэтому чтобы знать, что и куда подключать, надо иметь при себе эту схему. Покупая жгут, обратите внимание на то, насколько хорошо держатся клеммы в гнездах колодок, т. к. при надевании колодок на разъемы коммутатора и датчика Холла, клеммы, под действием прилагаемого усилия, могут выскочить из гнезд и машина просто не заведется. Вполне целесообразно перед монтажом жгута каким-либо образом самому получше зафиксировать эти клеммы.

Относительно высоковольтных проводов можно сказать, что выбор их достаточно велик. Более подробно об этом можно посмотреть в этом же разделе FAQ. Я использовал силиконовые провода «Tesla» синего цвета, а после замены двигателя переставил их на него. Так с ними и езжу уже почти три года.

Электронный блок управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) покупать не надо, т. к. карбюратор 2107-1107020 «Озон», которым комплектуется двигатель 2106, не имеет системы электронного управления электромагнитным клапаном холостого хода. Данный блок может потребоваться только в том случае, если на двигателе Вашей машины карбюратор 2107-1107020 «Озон» заменен на карбюратор 21073-1107010 «Солекс», которым штатно оснащается двигатель 21213, и Вы захотите оснастить этим блоком Ваш автомобиль, так сказать, для полного комплекта. По моему мнению, этого можно не делать, т. к. блок этот, главным образом, рассчитан на обеспечение требований экологической безопасности машины, а получаемую благодаря ему экономию топлива, скорее можно считать символической – около 0.5 л/100 км.

Но вот комплектующие куплены и теперь можно приступать к их установке. Тот, кто не будет делать этого сам и обратится в автосервис, может дальше не читать, т. к. эта статья предназначена, в основном для тех, кто будет выполнять все работы своими руками.

На что стоит обратить внимание при выполнении работ? Что здесь важно?

1. В обязательном порядке должна быть снята минусовая клемма с АКБ.

2. При работе, как это уже говорилось, сверяйтесь со схемой электрооборудования ВАЗ-21213.

3. Лучшее место для установки коммутатора – наклонная часть стенки мотоотсека, за АКБ, рядом с номером кузова (коммутатор не должен закрывать номер!). В этой стенке сверлятся отверстия под саморезы, которыми будет крепиться коммутатор.

4. Перед снятием старого трамблера, снимаем с него крышку и смотрим - в сторону какого цилиндра направлен контакт бегунка. Новый трамблер устанавливаем со снятой крышкой и при том же положении этого контакта. Если этого не сделать, то могут потом быть проблемы с запуском двигателя, вплоть до того, что двигатель вообще не заведется.

5. Жгут проводов (монтируется в последнюю очередь) хоть и считается, что для Нивы, но та его часть, которая идет на трамблер, имеет такую длину, что ее хватило бы, наверное, для мотоотсека автобуса. Поэтому при прокладке жгута, протаскиваем его за коробкой воздухопритока, а лишнюю часть складываем в 2-3 раза, чтобы жгут свободно доставал до трамблера, фиксируем эту складку в нескольких местах изолентой и весь жгут прикручиваем в 3-4-х местах, опять же изолентой, к опоре запаски, с нижней ее стороны. При подсоединении жгута надо стараться подключать колодки так, чтобы клеммы плотно сели на разъемы, иначе могут быть проблемы.

Но вот все смонтировано и подсоединено. Запускаем двигатель и выставляем УОЗ так, как это делается для двигателя 2106 – установкой метки на шкиве коленвала против средней метки на передней крышке двигателя. Установочный первичный УОЗ двигателя 2106 должен составлять 3-5 град.

Теперь можно ехать!

В заключение небольшое, но полезное замечание.

Сначала смотрим ссылку на заметку в FAQ, в которой ALER дает очень полезный совет по замене датчика Холла. Имеет смысл распечатать эту статью и положить в мануал, который Вы возите с собой, или туда, где будут лежать запасные коммутатор и датчик Холла. Туда же положим выколотку, изготовленную из 2.5-3 мм гвоздя (надо сточить острие). И тогда, в случае необходимости, Вы достаточно легко сможете заменить датчик Холла, в том числе и в полевых условиях.

Всем удачи на дорогах.

Shun Piker, 29.03.05.

 

Итак, детали:

- распределитель зажигания 2106 с датчиком Холла 38.3706;

- катушка зажигания 2108;
- коммутатор 95.3734;
- жгут проводов (коммутаторный) 2108;
- провода высоковольтные силиконовые (у меня уже стояли Helios);
- комплект свечей типа А17ДВР (я использую Brisk 15LT).

Установка

Сначала доводим до ума жгут проводки 2108 – убираем разъем блока ЭПХХ и маленький четырехконтактный для соединения с проводкой 2108 (на 2108 он нужен для диагностики СЗ). Я просто вытащил клеммы из 7-ми контактной колодки и обрезал провода, кроме того, пропаял все соединения. Клеммы из колодок разъемов вынимаются легко, достаточно отогнуть шилом язычок, удерживающий клемму и потянуть за провод. 

С черного массового провода от 7-ми контактного разъема аккуратно снимаем клемму крепления к кузову и укорачиваем его так, чтоб хватило до отверстия крепления коммутатора. Припаиваем клемму на укороченный провод и обжимаем.

Жгут разделяем на 2 части. Первая - 3 провода к разъему датчика Холла на распределителе, вторая – голубой с коричневой полоской и коричневый с белой полоской с клеммами - к катушке зажигания. Я обмотал оба жгута изолентой.

Самое лучшее место крепления коммутатора – правый брызговик, рядом с расширительным бачком. Там есть одна свободная шпилька. Откручиваем реле зарядки и прикручиваем его на одну шпильку. На две оставшиеся шпильки сажаем коммутатор – встает как родной. На одну из шпилек сразу крепим черный провод из жгута проводки (тот самый, который укорачивали):

Снимаем родную катушку зажигания и ставим на ее место восьмерочную. Коричневый провод с родной катушки обрезаем и изолируем. Прикручиваем провода из жгута к катушке: голубой к клемме Б, коричневый к клемме К:

Коричневый провод на клемме "К" катушки зажигания надо вернуть обратно, обрезав только ту часть, которая идет от катушки до распределителя. Если этот провод не вернуть - не будет работать тахометр.

На клемму Б вешаем синий с темно синей полосой провод, который шел на катушку от родной проводки:

На эту же клемму – провод на электромагнитный клапан карбюратора:

Выставляем коленвал по меткам:

Ставим новый распределитель так, чтобы контакт бегунка смотрел в сторону контакта 4-го цилиндра:

Подключаем разъем датчика Холла, одеваем крышку, подключаем ВВ провода:

Крепим жгут датчика Холла к бензопроводу, иначе его зацепит вентилятором. Одеваем шланг вакуум-корректора. Ставим новые свечи (зазор на электродах 0,7). Заводим и регулируем УОЗ по стробоскопу.

Вот он – датчик Холла:

Unborn2121, 12.04.05.