NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Высоковольтные провода
 Автор Химик

Опыт нивоводов говорит, что менять провода надо. Как часто - зависит от качества предыдущих и никак не зависит от условий эксплуатации, наиболее популярный период - до 30 тыс. Производителей немало и описывать всех я не возьмусь. В конференции участвуют:

Только вот следует ли гнаться за самым-самым или нет - решать самому. Были прецеденты

Существует несколько практических способов проверки, которые применяются для того, чтобы оценить соответствие производственным стандартам и качество примененных материалов конструкции высоковольтных проводов системы зажигания.

1. Контроль скручиванием
Крепко скрутите провод. Не должно появляться признаков скольжения между оболочкой и первичным слоем изоляции "Скольжение или "хруст" указывают на плохое качество механического сцепления между оболочкой и изолятором или на присутствие воздушного зазора, в результате которого может возникнуть как электрический, так и тепловой пробой.

2. Контроль смещением оболочки
Попытайтесь вручную сдвинуть оболочку с первичного слоя изоляции Если удается легко сместить оболочку, это означает, что она может не создать необходимой защиты во время монтажа и снятия провода.

3. Контроль в пламени
Внесите оболочку в открытое пламя и оцените время до возгорания. Оболочка не должна легко воспламеняться или плавиться. Легкая воспламеняемость указывает, что покрытие может иметь недостаточную стойкость к проникновению масла. Открытые участки жилы должны иметь аналогичную устойчивость при нагреве. Нет, жечь провод не стоит, но загорится он не скоро :-)

4. Контроль качества колпачка
Оцените толщину и вес колпачков свечи зажигания и распределительного устройства. Более тонкие и более слабые колпачки могут не обеспечить достаточной защиты от влаги и нагрева.

Они должны проводить энергию по возможности без потерь от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам, обладая при этом устойчивостью к пробоям, высоким температурам, агрессивному воздействию масел, бензина, кислот. Немаловажна и их механическая прочность, особенно когда требуется снять наконечники со свечей.

Современный провод высокого напряжения изготовлен как правило из силикона - органического полимера, у которого в молекулярную структуру внедрены атомы кремния, частично замещающие углерод. Внутри - токопроводящая силиконовая жила с распределенным сопротивлением - она сочетает оптимальную электропроводность и эффективное подавление радиопомех. Сверху - изоляция, которая помимо своего прямого назначения придает проводу эластичность и защищает его от воздействия масла, топлива и влаги. Для повышения механической прочности служит оплетка из стеклонити. Клеммы проводов изготовлены из коррозионностойкого сплава. Защитные колпачки - чаще всего из резины с добавкой того же силикона. Впрочем, многие фирмы хвастают, что силикон - стопроцентный...

В автомобилях применяются три вида высоковольтных проводов. В качестве токопроводящего элемента в них используют медный многожильный провод, углеволокно или ферромагнитный силикон с проволочным сопротивлением. Для защиты электронного оборудования автомобиля от помех, создаваемых высоковольтной частью, первые два вида проводов работают с дополнительным сопротивлением. Оно находится либо в наконечнике свечи, либо в самой свече, которая содержит в маркировке букву R.

Наиболее широко распространенные "жигулевские" провода имеют следующую конструкцию. Сердечник провода, представляющий собой шнур из льняной пряжи, заключен в оболочку, изготовленную из пластмассы с максимальным добавлением феррита. Поверх этой оболочки намотан провод диаметром 0,11 мм из сплава никеля и железа по 30 витков на сантиметр. Снаружи провод имеет изолирующую оболочку из поливинилхлорида.

Высоковольтные провода должны быть чистыми, иначе снаружи может образоваться токопроводящий слой грязи, который будет уменьшать максимальное напряжение во вторичной цепи.

Главное в проводах - это величина распределенного по длине сопротивления и величина пробивного напряжения изоляции. В зависимости от величины распределенного сопротивления оболочка провода имеет различную окраску.

Наши красные высоковольтные провода имеют распределенное сопротивление 2 кОм на метр длины (точнее 1,8-2,2 кОм) и пробивное напряжение 18 кВ.

Для систем зажигания высокой энергии применяют провода синего цвета (силиконовая изоляция) с распределенным сопротивлением 2,55 кОм (2,28-2,82 кОм) и пробивным напряжением до 30 кВ. Зарубежные высоковольтные провода, как правило, отличаются повышенным распределенным сопротивлением (более строгие требования к подавлению радиотелепомех у систем зажигания высокой энергии). Величина распределенного сопротивления может быть в пределах 9-25 кОм на метр, т. е. заметно больше наших красных и синих проводов.

Увеличение распределенного сопротивления вызывает уменьшение времени горения искры между электродами свечи до 20%, а энергию высоковольтного импульса - до 50%. Такое снижение может свести на нет все "запасы" в системе зажигания, и запуск двигателя при неблагоприятных условиях может оказаться невозможным.

Большое значение имеет жесткость проводов. Чем провода более жесткие (особенно при низких температурах), тем быстрее ослабляются их контакты в соединениях.

Если высоковольтные провода имеют знак соответствия VDE, это означает надежную защиту от ложного срабатывания в автомобиле важных систем с электронными компонентами. Кроме того, такие провода не создают помех при пользовании радиоприемниками, радиотелефонами, радиостанциями и другими приборами связи и навигации.

По международным стандартам DIN-ISO 3808 высоковольтные провода в зависимости от качества разделяются на следующие классы:

Класс 

Температурная устойчивость при старении (3000 часов), °С

Устойчивость к термической перегрузке (1 час), °С

Тип изоляции

105 

120 

PVC 

120 

155 

ETP, Hypalon, EPDM 

155 

180 

EVA 

180 

220 

силоксановые каучуки 

220 

250 

силоксановые каучуки 

PVC - поливинилхлорид; ETP, EPDM, EVA - этилен-пропиленовые каучуки 

Химик, 15.05.02.