NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Как я боролся с РХХ на моновпрысковой Ниве
 Автор insector

Длинная история со счастливым концом

Предисловие: Букв будет много, т.к. история длинная. Кроме того, по ходу пьесы я получил много навыков, провел много исследований, чем и хочу поделиться. Данный опус написан, в первую очередь, для форумчан с сайта https://www.niva4x4.ru. Мне этот сайт очень помог и продолжает помогать в ремонте и обслуживании моей Нивы, кроме того там сидит много замечательных людей.

Отдельное спасибо АЛЕРу за его терпимость к моим опусам и советы и Integrator'у за отзывчивость и бескорыстное желание помочь, за его, специально сделанные для меня, фотки впрыска! А также всем остальным, кто участвовал в обсуждении и кого я поименно не назвал!

Цель: поделиться знаниями и полученным опытом с форумчанами https://www.niva4x4.ru.

Предыстория: У предыдущего хозяина (с его слов) на новой ниве через 6-10 месяцев стали высокие обороты. Они по гарантии поехали на сервис обратно в Тольятти. Сервисмэны там ковырялись-ковырялись, меняли ЭБУ и чуть ли не все датчики, в итоге сказали что не могут сделать, мол надо менять жгут проводов (хе, удивили, логично - все поменяли, остались только провода). В итоге РХХ был отключен от проводки, тестером РХХ были выставлены желаемые обороты на слух и машина стала ездить так. Неудобство заключалось в том, что на холодную (особенно зимой, на сильно холодную) машина заводилась и сразу глохла, что, в общем то, неудивительно, РХХ же был отрегулирован на нормальные ХХ при горячем движке. В итоге, приходилось заводиться с чуть притопленной педалью газа и держать ее примерно до 50 град.Ц, ну а дальше она сама прогревалась. В таком состоянии волею судьбы эта машина досталась мне.

Помучавшись с такой фигней, я периодически пытался наскоком решить вопрос, починить систему ХХ. Особенно зимой доставало, когда машина вся заиндевеет, мороз, а ты вместо того чтобы смахивать снег и чистить стекла - сидишь внутри, мерзнешь и держишь педаль газа, чтобы она прогрелась до более-менее стабильных самостоятельных оборотов ХХ. Но починить так просто не получалось.

Лампа СЕ была перегоревшей, поэтому я в первый год не обращал внимание на ошибки двигателя. Потом, в приборке сгорела какая-то лампочка, я полез ее менять и заодно поменял все сгоревшие. После этого стал наблюдать за индикацией СЕ. Она часто загоралась при езде с горки при отпущенной педали газа, что логично. Иногда сама гасла, зажигалась. Изучил вопрос диагностики и с радостью узнал, что у меня есть система блинк-кодов (как на пассате Б3). Снял код ошибки - 35. Логично. Полез искать неисправность.

В результате, моя история борьбы получилась в трех частях.

Часть первая (большая и сначала вялотекущая). Немного изучив конструкцию впрыска - пришел к выводу, что это виноват комп, т.к. он не может нормально выставить обороты ХХ с помощью РХХ. Ведь я вручную с помощью тестера могу это сделать. Тогда почему ЭБУ не может? Решил что или обрыв/кз в проводке, или глючит регулятор или он там заедает. Теорию заедания отмел быстро, т.к. после снятия РХХ обнаружил там довольно здоровое дупло, не за что задевать-то... РХХ весь разобрал, смазал, промыл. Канал ХХ тоже промыл. Не помогло. Ладно думаю. На форуме пишут много про замену РХХ. Стал его тестить, а кроме того, у меня есть еще 2 регулятора, один такой же, но с меньшего диаметра конусом GM, второй от 2112. На тестере РХХ проверил работу всех трех РХХ - все работает четко и идентично. Подключил снятый РХХ к проводке (запасной поставил на штатное место), стал включать/выключать зажигание и заводить. Регулятор прекрасно двигается, все четко. Прозвонил все обмотки регуляторов на к/з, обрыв и номинальное сопротивление - все одинаково, все в порядке. Также прозвонил проводку от разъема РХХ на к/з между собой и на землю и питание. Все хорошо. В итоге сделал вывод, что виноваты мозги, раз выставляют неправильно регулятор. Вроде вывод логичный. А что мешает мозгам уменьшать сечение ХХ до того, как обороты ХХ станут приемлемыми (по аналогии как я это делаю вручную)? Наверное датчик какой-то врет. Тем более, у себя на пассате выловил похожую фичу, когда на горячем движке редко, но бывало, двигатель начинал сильно коптить и глох. Оказалось при нагревании двигателя контакт ДТВВ отходил случайным образом, его сопротивление улетало в бесконечность, ЭБУ думал что машина приехала на северный полюс и начинал лить бензин почем зря. В итоге - переобогащенная смесь, черные свечи, глох. А я всегда мерил его сопротивление на холодную. Заглушил - померил тут же и поймал глюк. Соответственно, тут я подумал что тоже какой-то датчик глючит. И задался мыслью подключить комп к ЭБУ. Достал старый полуубитый ноут с аппаратным ком-портом. Нарыл прогу ALDLdiag с модулем efi-4. Адаптер сделал из уже бывшего у меня адаптера для подобных целей. Подключился к компу и стал смотреть на параметры. Однако по мере прогрева все показания датчиков были правдивыми, близкими к норме и не скакали. График ДПДЗ был ровный, без провалов. Заметил только, что сразу обороты ХХ были выше, чем расчетные на данный момент, ЭБУ сразу уменьшает количество шагов до 16 и далее выдает ошибку. Отсюда следует первый экспериментальный вывод:

ЭБУ с помощью РХХ пытается регулировать обороты ХХ только в определенном диапазоне регулировки. Нижний предел у него - 16 шагов. ЭБУ не будет пытаться установить правильные ХХ, используя все возможности РХХ, вплоть до полного закрытия (т.е. если есть подсос, он его может и не компенсировать).

Часть вторая (отвлеченная). Подумав над полученными результатами, я сделал вывод, что ЭБУ пытается уменьшить обороты ХХ, но упирается в свой нижний предел регулировки и беспомощно выдает СЕ. Почитав форум - сделал вывод что имеет место быть сильный подсос воздуха где-то, в результате обороты растут, а РХХ не справляется, не может это компенсировать. Стал проводить работы по обнаружению места подсоса. Пережимал/затыкал все трубки, облазил с зеркальцем весь впускной тракт, ничего визуально не обнаружил. Прочитал на форуме фордоводов, что там один парень нашел место подсоса, когда его двигатель чихнул в впускной коллектор и по облачку дыма он нашел труднодоступную и труднонаходимую щель. Я, конечно, решил что я самый умный, и сейчас изобрету новый способ поиска утечек :) Решил сделать поиск щели методом принудительного дыма. В фильтре сделал дырку, засунул туда трубку, фильтр по кругу и в месте ввода трубки загерметизировал скотчем. В итоге, получилось что ввод воздуха в впрыск стал возможен только через эту трубочку. Теперь встала задача туда дунуть дымом. Я сам не курю, начинать не хотелось, поэтому обрезал полторашку, в ее крышку вставил другой конец трубки, которую предварительно вывел через вход кастрюли, а в конец трубки зажженную сигарету, приложил полторашку обрезанным концом к окружности рта и стал дуть. Получилось курение наоборот, т.е. я подавал избыточное давление вокруг сигареты и дым проходил по ней через фильтр в трубку и далее в впрыск. Дым был хороший, густой. Сигарета сгорает за 15-20 секунд. В итоге весь дым куда-то ушел внутрь. Щелей не обнаружил. Поразмыслив - понял, что щель наверняка имеет большое аэродинамическое сопротивление и просто так ее продуть не получается, дым находит более легкие пути ухода. Ладно, решил пойти по пути АЛЕРа и сделать опрессовку впуска. Полазил с мокрой кисточкой по всем щелям, понял что половину щелей не видно/не достать, да еще выпускной коллектор горячий. Потом от отчаяния стал густо прыскать из баллончика для промывки карбюраторов по всем доступным и недоступным щелям. Ничего не помогло. Решил, что подсасывает через ДЗ. Решил покрутить упорный винт ДЗ. У меня была маленькая щель - решил совсем убрать. Ну покрутил, убрал. Сначала закрутил так, что стала закрываться наглухо, но чуть заедать. Причем это не чувствуется, когда крутишь ДЗ рукой из моторного отсека. А когда нажимаешь педаль из салона - очень даже залипает. Немного отпустил винтик. Стало нормально. В итоге на горячую обороты снизились на 200, с 2400 до 2200 :) И появились новые траблы: Теперь на горячую при моем неисправном ХХ на поверхности ДЗ как бы стоит лужица топлива. Видимо топлива льется больше и оно через закрытую ДЗ плохо протекает. Кроме того, когда я позже починил ХХ - при резком закрытии ДЗ движок скидывает постепенно обороты, потом пытается заглохнуть, потом восстанавливается. Вернул упорный винт ДЗ как было - эффект "заглоха" после сброса газа исчез, топливо не стоит лужей, а размазывается по ДЗ. Отсюда второй вывод:

ДЗ должна быть так отрегулирована, чтобы имелась небольшая щель, чтобы бензин мог стекать с нее в закрытом ее состоянии. Кроме того, видимо, по аналогии с впрысковыми фордами, обороты ХХ состоят из малой части, задаваемой малой щелью в ДЗ и бОльшей части, регулируемой РХХ. Поэтому, наверное, слишком большая щель или просто изношенный узел могут создавать повышенные ХХ. ДА и воздух все же должен проходить немного через основной канал при закрытой ДЗ чтобы захватывать пары бензина.

Еще немного грешил на ДПДЗ. Т.к. однажды, когда подключал ноут, видел что ЭБУ считывает с него значения то 0%, то 0.3%. Так, скачуще. Потом прошло. Я тогда не придал значения этому малому изменению. Но прочитал в мануале следующую фразу, что "РХХ регулирует ХХ при закрытой ДЗ". Т.е. формально, при 0.3% заслонка считается открытой и ЭБУ имеет полное право бросить РХХ и работать по другому алгоритму, впрыскивать больше топлива, например, а РХХ увести в другое положение. А если это значение плавает, и учитывая инерционность РХХ - то вот вам и нестабильные синусоидальные плавающие обороты ХХ при отпущенной педали газа. Отсюда попутно сделал третий, теоретический правда, вывод:

При поиске решения проблемы нестабильных ХХ можно не ставить новый ДПДЗ, а просто воткнуть в его разъем (мама 3 контакта) два спаянных делителем выводных резистора с большим коэффициентом деления, чтобы напряжение было близко к 0. Просто замкнуть 2 вывода наверное не прокатит, т.к. ЭБУ может воспринять это как к/з в датчике или проводке. Переменный резистор может не прокатить, т.к. может искрить (вытертый контакт или дорожка). Таким образом, вы ЭБУ точно сообщите, что ДЗ закрыта и ДПДЗ исправен :). Если нестабильность ХХ исчезнет - значит точно ДПДЗ.

Ну и что у меня в итоге получилось? Подсос не нашел. Разбирать на шару весь впуск, надеясь на пробитую где-нито прокладку, а потом искать/вырезать самому эти редкие прокладки? Да еще сорвется резьба какая-нито, шпилька лопнет. Отложил пока. Все параметры датчиков и алгоритм работы ЭБУ вроде в норме. Решил вернутся к РХХ и впрыску.

Часть третья (финишная). Подумав, решил что все таки что-то неправильно работает в впрыске. А точнее что-то не соответствует. Т.е. или РХХ не тот, или ЭБУ рассчитан не на него, т.е. может шаг штока на каждый импульс другой, отсюда и неправильное регулирование. Или чего-то не хватает в байпасном канале, например какой-нито пластиковой вставки (как-то на форуме кто-то обмолвился, мол не лейте растворитель в ХХ впрыска, там пластиковая вставка). Заглянул в канал РХХ, ничего не нашел. Integrator для меня сфоткал разобранный узел - все как у меня. Прочитал на форуме, что узел впрыска может быть не тот, а ничем не отличается. И надо померить диаметр седла канала ХХ. А как туда внутрь подлезть то? Придумал следующий метод:

Нашел головку, кажется на 3/8, вставил ее в удлинитель и засунул в канал РХХ. Подошла идеально, почти без зазора. Померил штангенциркулем ее внешний диаметр - 10 мм. Значит седло РХХ у меня правильное.

Значит седло правильное. Регулятор тоже обмерил и на сайте посмотрел вид запорной иглы - тоже правильный. Придумал один интересный финт:

Есть 2 вида РХХ. С номером "...203.." и "2112". Наш - 203, у него игла клапана толстая. 2112 - тонкая. Но в остальном, по параметрам, РХХ одинаковы. С правильной иглой у меня был только 1. Остальные 2 от 12-ки. Тогда я тестером РХХ выгнал шток совсем из РХХ, на втором РХХ тоже и поменял их местами! Задвигая шток назад там надо попасть в направляющие шлица. Поэтому те, кто не могут купить 203-й, а могут 2112, могут купить 2112 и поменять шток. Без тестера РХХ это тоже сделать можно, но геморройно. Это я грешил на обмотки РХХ, потому и поменял штоки местами.

Я пробовал ставить вместо 203-го - 2112. Тоже работает, тоже регулирует, но более резко, т.к. из-за малого диаметра иглы он перекрывает канал не конусом, а его юбкой. Поэтому ловить ХХ труднее. Другое расположение разъема мне не помешало.

Стал думать дальше. Обратил внимание и отметил для себя, что ХХ всегда завышен и увеличивается по мере прогрева двигателя равномерно. Плавания практически не бывает, если только иногда и непонятно при каких условиях. Это первый важный факт.

Второй факт, на который я обратил внимание давно и который следовало проанализировать тщательнее. Сильный шум-свист через спускное отверстие ХХ. Т.е. мне надо было сделать вывод что весь лишний воздух на повышенных ХХ и закрытой ДЗ проходит именно через ХХ, а при открывании ДЗ свист прекращается, что свидетельствует о том же.

Третье. Тоже очень важное. При затыкании пальцем впускного отверстия ХХ обороты снижаются и если делать это удачно, то даже лампа СЕ может погаснуть. А если заткнуть отверстие совсем качественно, то двигатель колбасит и он потом глохнет (ДЗ была мной отрегулирована неправильно на полное перекрытие). Того же эффекта можно было бы добиться с помощью тестера РХХ, закрыв РХХ совсем. Из этого следовало бы сразу сделать вывод, что подсоса нет и виновато управление РХХ.

Начал думать на неправильное управление РХХ или неправильную отработку им команд. РХХ - это шаговый двигатель. Такие двигатели хороши тем, что сколько импульсов на него подал - столько оборотов он и сделал, в нашем случае шагов вдвигания/выдвигания штока. Но такой двигатель имеет и недостатки. В случае перегрузки ротора (заедание штока, например, в канале ХХ) происходит "потеря ротора", т.е. ЭБУ дает импульс и думает что ротор повернулся, а ротор может быть заклинившим и не отработать такой шаг. В таком случае ЭБУ думает, что РХХ находится в одном положении, а он совсем в другом. Будет работать неправильно. Вы спросите, а как же тогда если я куплю новый РХХ и поставлю, как все будет работать? Ведь ЭБУ не знает в каком положении находился шток, когда я его принес из магазина. Правильно. Поэтому ЭБУ иногда калибрует РХХ, чтобы синхронизироваться с ним. В мануале написано, что калибровка проходит каждый раз, когда вы глушите двигатель. Это неправда. Выяснил лично. Калибровка происходит один раз только после скидывания клеммы питания. А потом зачем РХХ перекалибровывать то? Куда ж он денется, если исправный? Поэтому, при замене РХХ или управлении РХХ без ведома ЭБУ обязательно надо сделать следующее:

1. Скинуть клемму. Поставить новый РХХ на место. Подождать.
2. Надеть клемму.
3. Включить зажигание, подождать 5 секунд, выключить, подождать 10 секунд.
4. Опять включить. Можно заводить.

Поэтому некоторые пишут: "заменил РХХ, завел - обороты большие. Заглушил, завел - нормальные".

Изучил документацию на РХХ. Написано, что на 250 шагов РХХ - шток выдвигается на 10.4 мм. Значит при моих 16 шагах - щель должна быть примерно 0.6 мм. А у меня туда так воздух сосет, что палец фиг вынешь, засасывает. Не может быть такого воздушного потока в такую малую щель.

Отключил РХХ, завел двигатель, прогрел. Выставил вручную нормальные ХХ. Заглушил, снял РХХ. Померил вылет штока. Записал. Поставил РХХ назад, подключил к проводке. Сбросил клемму, завел. Высокие ХХ. Зная, что при выключении зажигания РХХ уезжает в какую-то свою позицию по командам ЭБУ - на работающем двигателе отключил РХХ и только потом заглушил. Снял РХХ. Измерил вылет. Поразился разнице, шток был втянут на 5 мм больше моей ручной установки. Естественно в такое дупло будет свистать воздух. Но! По данным ЭБУ он наоборот пытался закрыть РХХ и выставил 16 шагов, которые равны, я писал выше, 0.6 мм. А тут явно значительно больше. Возникла дилемма. Кто врет? ЭБУ работает правильно, РХХ работает исправно, без заеданий, проводка соответственно цела. Парадокс?

Изучил алгоритм работы РХХ. Сделал приспособу: фотка телефоном есть, но слить не могу сейчас. Может потом вставлю. Пока просто опишу. Маленькая фанерка, к ней прикрутил два брусочка высоких на таком расстоянии, чтобы поместился РХХ, но без ушек. В торцы брусочков прикрутил за ушки РХХ. Получился как человек, отжимающийся и висящий на брусьях. А между брусков укрепил третий брусок так, чтобы сильно выехавший шток упирался в брусок острием клапана (там, где у висящего человека ноги).

Алгоритм калибровки РХХ после скидывания клеммы:

1. При накидывании клеммы ничего не происходит.
2. При первом включении зажигания шток немного подвинется и все.
3. При первом выключении зажигания - шток выезжает на максимум до упора в седло клапана. Далее ЭБУ его еще немного долбит в этом же направлении, чтобы уж наверняка шток уперся в седло. Помните я говорил про "потерю ротора"? Здесь это делается специально. Шток упирается, двигатель проскальзывает. Это называется калибровка, делается ЭБУ специально, т.к. заранее неизвестно с каким положением штока вы поставили РХХ, может полностью втянутый? В итоге, еще немного подолбившись, ЭБУ считает, что шток уж точно уперся в седло и канал теперь перекрыт полностью. ЭБУ считает это нулевой точкой и дальше все шаги считает от этого нуля. Затем РХХ немного отъезжает от нуля и так и остается.
4. При втором включении зажигания ЭБУ, зная уже где ноль, выставляет РХХ на расчетное количество шагов, которое зависит от температуры и др. факторов.
5. При выключении зажигания РХХ немного отъезжает, но не до упора, как в прошлый раз.
6. Дальнейшие включения/выключения зажигания приведут к повтору п.п. 4, 5.

Таким образом, подключив РХХ, установленный в деревянную приспособу, я увижу весь процесс калибровки и работы РХХ. И пойму, почему он, зараза, выходит на такое большое открытие канала ХХ. Подключил. Скинул-надел клемму. Начинаю включать/выключать зажигание. И изумлено вижу, что РХХ даже не думает упираться в деревянный упор, а шток вжимается в регулятор и потом болтается около максимального открытия. Так вот откуда у меня такой большой ХХ! Но почему? Ведь ЭБУ выставляет 16 шагов, и двигает РХХ в обе стороны, все три регулятора работают хорошо и ведут себя одинаково.

Еще потестировал как он ездит туда-сюда и пришел к выводу, что он работает с точностью до наоборот! Т.е. крутится в другую сторону. Т.е. когда надо выдвигать шток - он вдвигает. Но почему? Ведь ЭБУ выставляет 16 шагов, и двигает РХХ в обе стороны, все три регулятора работают хорошо и ведут себя одинаково. Проводка, РХХ и электронная часть ЭБУ, управляющая РХХ, исправны. Неужели в мозгах дефект? Но ведь ЭБУ пробовали менять в Тольятти... Может быть проводка перепутана? Смотрю цвета проводов на фишке - правильные. Из теории шаговых двигателей знаю, что их можно реверсировать, если перефазировать обмотку (для нашего двухобмоточного РХХ). Резать провода не решился. Перекинул 2 контакта А и B в фишке подключения к РХХ. Можно было бы и C и D, без разницы. Но только одну обмотку. Сбросил клемму. Далее по алгоритму выше.

И вуаля! Все сразу работает как надо. Есть теперь и нормальный ХХ и прогрев и все как положено!!!

Грешу на неправильное обжатие колодки ЭБУ (перепутали наши разгильдяи в лихие 90-е) или есть где-то скрутка неправильная. Вот такая история. Доволен как слон :)

Человеческий фактор...

Правда, это не отвечает на вопрос, почему после покупки машины все было хорошо и что произошло...

Ну и напоследок, хочу сообщить о некоторой странной особенности нашего РХХ:

Факт первый. Еще только когда мне эта нива досталась, опыта было мало. Увидел снятый разъем РХХ, решил надеть - получил высокий ХХ. Спросил, поехал в гараж, нашел тестер РХХ и стал им регулировать. Заметил такое: жму кнопку на увеличение (идет автоповтор), ХХ растет, останавливается на высоких ХХ. Я продолжаю жать, обороты начинают уменьшаться. Странно. Теперь кнопка больше делает обороты меньше. Вернул все назад опять таким же образом.

Факт второй. Дома, подключил РХХ к тестеру РХХ, втянул шток (или вывел полностью, не помню), продолжаю долбить - шток начал двигаться в другую сторону. Повторить потом не удалось, да я и не пытался особо.

Похоже, из-за глюка или странной резьбы РХХ может сам инвертировать направление своего движения. Конечно, существуют такие резьбы, для автоматического возвратно-поступательного движения, но тут то зачем? Резьбу штока внимательно не разглядывал.

В моем случае - глюки РХХ не из-за этого, т.к. все 3 регулятора работают одинаково и правильно.

Все. Кто дочитал все до конца - молодец!

19.03.10.