NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Диагностический сканер-тестер СТМ-3.2
 Подготовил Walrus

Описание диагностического сканера-тестера СТМ-3.2 взято с CD из комплекта прибора и немного отредактировано.


9. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕСТЕРОМ. ПРИМЕРЫ

Настоящий раздел предназначен для краткого ознакомления пользователя сканер-тестера с наиболее характерными операциями поиска неисправностей в системах управления двигателями с впрыском бензина автомобилей ВАЗ.

По ходу изложения методики сделаны ссылки на типовые (или рекомендуемые) значения параметров систем управления для различных типов контроллеров и двигателя ВАЗ-2111 на холостом ходу (см. приложение 5).
После завершения диагностических работ очистить буфер накопленных кодов неисправностей контроллера с помощью процедуры тестера ОШИБКИ >СБРОС НП.

Обратите внимание на то, что в данном разделе практически не рассматриваются причины неисправностей, связанные с неисправностями механических систем двигателя.

9.1. Проверка исправности лампы диагностики двигателя

9.1.1. Внешнее проявление неисправности: при включении зажигания лампа диагностики двигателя CHECK ENGINE ((желтого цвета на передней панели приборов, что означает Проверь состояние системы управления двигателем ) не загорается.

9.1.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Выбрать команду управления лампой неисправности УПРАВЛ>/УПР. МЕХ:/ЛАМПА НП. По клавише Up перевести управление лампой в положение ВКЛ, а по Dn - ОТКЛ. Если лампа не загорается или не гаснет, то очевидно неисправна ее цепь управления или питания, или сама лампа неисправна.

9.1.3. Для контроллеров, которые поддерживают диагностику цепей управления ламой неисправности двигателя, проверить наличие текущих неисправностей цепи лампы диагностики в процедуре ОШИБКИ/ТЕКУЩИЕ.

9.2. Сверка паспортных данных контроллера

9.2.1. Внешнее проявление неисправности: после замены контроллера двигатель не пускается, глохнет или работает неустойчиво.

9.2.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Просмотреть паспортные данные контроллера по доступным информационным группам в процедуре ПАСПОРТ и записать их. Сравнить паспортные данные вновь установленного на автомобиле контроллера с маркировкой демонтированного контроллера по группам: КОД БЛОК, КОД ПО, ВЕРСИЯ ПО и др.
Если обозначения не совпадают - установить контроллер с паспортными данными и маркировкой, соответствующей маркировке демонтированного контроллера.
После замены контроллера выполнить регулировку СО в отработавших газах двигателя (для автомобилей без элементов нейтрализации ОГ).
Обозначение основных типов тестируемых контроллеров приведено в приложении 5.

9.2.3. Обратите внимание: диагностические протоколы контроллеров M1.5.4.N (ЯНВАРЬ-5.1) и M1.5.4 (ЯНВАРЬ-5.1.1/5.1.2) практически совпадают, но имеют место отличия в параметрах и кодах неисправностей, что может приводить к ошибочным решениям, если тип контроллера (в меню тестера) выбран неправильно. Ошибочный выбор типа контроллера (например, если выбран ЯНВАРЬ-5, а на машине установлен MP-7.0) может привести к зависанию контроллера; в этом случае перезагрузка тестера не обеспечит восстановление диагностической связи - для этого необходимо выключить и повторно включить зажигание, затем перезагрузить тестер и выбрать новый тип контроллера.
Для контроллеров M1.5.4.N, M1.5.4, ЯНВАРЬ- 5.х и MP-7.0 рекомендуется предварительно использовать процедуру автоматического определителя типа контроллера АВТОМАТ.

9.2.4. Если Вы не уверены в типе контроллера, установленного на диагностируемом автомобиле, то рекомендуем записать данные технического паспорта на автомобиль: модель автомобиля, год выпуска, тип двигателя, и проконсультироваться у завода-изготовителя автомобиля о типе применяемого контроллера для данной модели.

9.3. Сверка установленной комплектации системы

9.3.1. Внешнее проявление неисправности: после замены контроллера двигатель не пускается, глохнет или работает неустойчиво; горит лампа диагностики двигателя.

9.3.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Просмотреть особенность комплектации системы управления двигателем по доступным информационным группам в процедуре КОМПЛЕКТ. Обратить внимание на несоответствие установленной на автомобиле комплектации с комплектацией, считанной тестером из памяти контроллера. Например, на автомобиле могут быть не установлены такие элементы системы, как: кондиционер, электровентилятор охлаждения двигателя, датчик кислорода (лямбда-зонд), клапан продувки адсорбера, клапан рециркуляции, иммобилизатор, датчик расхода воздуха с прожигом, потенциометр регулировки СО и др., или наоборот - указанные элементы установлены, но тестер их не считывает или не обнаруживает в памяти контроллера.

9.3.3. Сравнить паспортные данные установленного контроллера с маркировкой демонтированного контроллера в процедуре ПАСПОРТ (см. п. 9.2): если обозначения не совпадают - установить контроллер с маркировкой,
соответствующей маркировке демонтированного контроллера.
После замены контроллера выполнить регулировку СО в отработавших газах двигателя (для автомобилей без элементов нейтрализации ОГ).

9.4. Определение текущей неисправности системы

9.4.1. Внешнее проявление неисправности: при включении зажигания и/или при работающем двигателе лампа диагностики двигателя загорается и не гаснет.

9.4.2. Подключить тестер к системе. Запустить двигатель. Выбрать процедуру просмотра текущих кодов неисправностей ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ и просмотреть наличие в памяти контроллера текущих кодов неисправностей.

9.4.3. После устранения обнаруженных неисправностей повторить проверку двигателя на
сбойном режиме его работы и убедиться, что в процедуре ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ появляется сообщение типа ОШИБ.НЕТ.

9.5. Определение плавающей неисправности системы

9.5.1. Внешнее проявление неисправности: при работающем двигателе или в процессе движения автомобиля лампа диагностики двигателя бессистемно загорается и гаснет.

9.5.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание.
Выбрать процедуру просмотра накопленных кодов неисправностей ОШИБКИ >/НАКОПЛЕН или ОШИБКИ >/ВСЕ НП и просмотреть наличие в памяти контроллера накопленных кодов неисправностей. 
Примечание. Код Неисправность оперативной памяти контроллера в процедуре ОШИБКИ/НАКОПЛЕН или ОШИБКИ >/ВСЕ НП обычно появляется при отключении массы или аккумулятора от бортсети автомобиля и не является браковочным признаком. Этот код напоминает о том, что ранее накопленные контроллером адаптивные данные и коды неисправностей сброшены. Этот код автоматически удаляется контроллером из его оперативной памяти через 2-3 часа работы двигателя на различных его режимах.
Примечание. Не рекомендуется отключение массы на автомобилях с системой нейтрализации отработавших газов и выполняющих требования токсичности ЕВРО-2 и выше, т. к. это может привести к ухудшению показателей токсичности из-за потери адаптивных данных, которые были накоплены в оперативной памяти контроллера во время предшествующего периода эксплуатации автомобиля.

9.5.3. Сбросить тестером коды накопленных неисправностей: в процедуре ОШИБКИ >/СБРОС НП. Выбрать процедуру просмотра текущих кодов неисправностей ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ и наблюдать кратковременное появление кода (кодов) неисправностей. Если текущие неисправности появляются: при шевелении жгута, на запущенном двигателе или в момент разгона автомобиля, то необходимо проверить вероятность короткого замыкания на массу сигнальных проводов жгута, надежность фиксации проводов в колодках, качество опрессовки контактных гнезд и другие возможные дефекты.

9.5.4. После устранения обнаруженных дефектов сбросить коды неисправностей, повторить проверку двигателя на сбойных режимах, убедиться в процедуре ОШИБКИ >/НАКОПЛЕН или ОШИБКИ >/ВСЕ НП, что ОШИБ.НЕТ.

9.6. Прокачка топливной магистрали

9.6.1. Внешнее проявление неисправности: двигатель не запускается после установки или замены элементов топливной системы; при работающем электробензонасосе отсутствует или понижено давление топлива (менее 300 кПа) в заливной магистрали (до регулятора давления топлива) или нет давления в сливной магистрали (после регулятора давления топлива). 

9.6.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание.

9.6.3. Выбрать команду управления электробензонасосом УПРАВЛ >/УПР.МЕХ:/РЕЛЕ ЭБН. По клавише Up перевести электробензонасос в положение ВКЛ на время, необходимое для заполнения магистрали топливом и удаления воздушной пробки из заливной магистрали. Выключить электробензонасос клавишей Dn (ОТКЛ).

9.6.4. Если давление по-прежнему отсутствует - проверить заливную магистраль на засорение. Если при работе электробензонасоса слышен свист (очевидно бензонасос работает на сухую, что допускается на время не более одной минуты, иначе он может выйти из строя), проверить наличие топлива в баке и заливную магистраль на засорение. Проверить степень засорения фильтров очистки топлива.
Обратить внимание: управление электробензонасосом обеспечивается только тогда, когда зажигание включено, а двигатель не запущен; при работающем двигателе контроллер игнорирует эту команду тестера.

9.7. Проверка исправности дроссельного устройства и его датчика

9.7.1. Внешнее проявление неисправности: обороты прогретого двигателя гуляют на холостом ходу; автомобиль не развивает полной мощности; лампа неисправности двигателя загорается при полном нажатии педали акселератора.

9.7.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Внешним осмотром проверить исправность дроссельного устройства, его привода и датчика положения дроссельной заслонки.

9.7.3. Выбрать в процедуре просмотра ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ контролируемые параметры: THR - степень открытия дроссельной заслонки; VT - напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки. 

9.7.4. Сравнить измеренные значения параметров для закрытого дросселя с типовыми: THR=0%; VT =0,25...0,65 В. При необходимости отрегулировать дроссельное устройство или его привод на полное закрытие. Несколько раз резко нажать до упора и резко отпустить педаль привода дроссельной заслонки. Проверить, что в закрытом положении дроссельной заслонки параметры сохраняют свое значение - это значит, что: нет подклинивания и люфта дроссельной заслонки в ее полностью закрытом положении; нет дребезга контактов датчика в начальном положении.
Подклинивание дроссельной заслонки (или ее привода) должно быть устранено.

9.7.5. Нажать педаль привода дроссельной заслонки до упора и сравнить измеренные значения параметров для полностью открытого дросселя с типовыми: THR>90%;
VT =3,90...4,65 В.
При необходимости отрегулировать дроссельное устройство или его привод на полное открытие. Несколько раз резко нажать до упора и резко отпустить педаль привода дроссельной заслонки. Проверить, что в открытом положении дроссельной заслонки параметры сохраняют свое значение - это значит, что нет подклинивания дроссельной заслонки в ее полностью открытом положении.

9.7.6. Очень плавно (цикл 10...20 секунд) нажать до упора педаль привода дроссельной заслонки и проследить за тем, чтобы таким же образом плавно (без провалов) увеличивались значения параметров THR и VT - это значит, что нет дребезга контактов датчика положения дроссельной заслонки в процессе его работы. Датчик с обнаруженным дребезгом контактов должен быть заменен на исправный.

9.8. Проверка исправности датчика кислорода

9.8.1. Внешнее проявление неисправности(для автомобиля с установленным нейтрализатором отработавших газов двигателя): при работающем двигателе горит диагностическая лампа; повышенная токсичность отработавших газов; высокий эксплуатационный расход топлива. Для справки: датчик кислорода (или лямбда-зонд) имеет встроенный позисторный нагреватель, управление мощностью и диагностика которого осуществляется контроллером.

9.8.2. Запустить и прогреть двигатель до температуры TW=90...104°С. Время прогрева должно быть более 75 с. Выбрать в процедуре ПАРАМ >/СИГНАЛЫ параметр VLM или VZ1 (Напряжение сигнала датчика кислорода №1 до нейтрализатора): для исправного и прогретого датчика кислорода (ДК1) оно должно резко меняться с периодом 1...3 с: в область богатой ТВС от 0,05 В до 0,90 В; в область бедной ТВС от 0,90 В до 0,05 В.

9.8.2.1. Если лампа CHECK ENGINE горит, а выходное напряжение датчика находится в пределах VLM=(0,36...0,58) В, то необходимо проверить исправность: позисторного нагревателя ДК1; чувствительного элемента ДК1; контроллера: контроллер неверно измеряет выходной сигнал ДК или не обеспечивает управление нагревателем ДК.

9.8.2.2. Если лампа CHECK ENGINE горит, а выходное напряжение датчика VLM>1,10 В, то имеет место неисправность Высокий уровень сигнала ДК1, необходимо отсоединить жгутовую колодку от ДК1 и проверить: если выходное напряжение ДК1 находится в пределах (0,36...0,58) В, то неисправен ДК1; если выходное напряжение ДК1 находится вне диапазона пределах (0,36...0,58) В или по-прежнему выше 1,10 В, то неверно соединены цепи сигнальных проводов, идущих к ДК1 или неисправен контроллер.

9.8.2.3. Если лампа CHECK ENGINE горит, а выходное напряжение датчика VLM<0,04 В, то имеет место неисправность Низкий уровень сигнала ДК1 или Неверный сигнал ДК1, необходимо отсоединить жгутовую колодку от ДК: если выходное напряжение ДК1 находится в пределах 0,36...0,58 В, то неисправен ДК; если выходное напряжение датчика по-прежнему ниже 0,04 В, то сигнальная цепь жгута проводов ДК замкнута на массу или неисправен контроллер.

9.8.3. В случае неисправности Отсутствие сигнала ДК1, необходимо отсоединить ДК1 от жгута проводов и проверить омметром целостность позисторного подогревателя путем измерения сопротивления между контактами питания нагревателя ДК1: оно должно быть в пределах (для холодного датчика кислорода 25+-20°С):
ДК с подогревателем 18 Вт - 2 Ом +-20%;
ДК с подогревателем 12 Вт - 4 Ом +-20%;
ДК с подогревателем 4 Вт - 12 Ом +-20%.

9.9. Регулировка СО в отработавших газах двигателя

9.9.1. Внешнее проявление неисправности: повышенный эксплуатационный расход топлива; черный выхлоп отработавших газов; двигатель глохнет при торможении на холостом ходу; повышенная концентрация СО в отработавших газах двигателя на холостом ходу.

9.9.2. Если в системе управления имеется отдельный потенциометр регулировки СО или этот потенциометр установлен на датчике массового расхода воздуха, то использование тестера в качестве дублирующего электронного регулятора концентрации СО не допускается, т.к. данная функция контроллером не поддерживается. При регулировке СО с помощью потенциометрического винта тестер можно использовать только в качестве наблюдающего прибора для контроля значения коэффициента коррекции CO в процедурах: ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ или ПАРАМ >/ПОЛНЫЕ. Обратите внимание: регулировка СО не предусмотрена в системах управления двигателем с обратной связью по датчику кислорода (лямбда-зонду), который устанавливается в системе выпуска отработавших газов.

9.9.3. Электронная регулировка СО с помощью сканер-тестера предусмотрена только для отдельных типов контроллеров M1.5.4 BOSCH и ЯНВАРЬ-5.1.1/5.1.2, которые не дают отрицательный ответ на запрос тестера по выполнению функции коррекции коэффициента СО.

9.9.4. Подключить тестер к системе. Прогреть двигатель на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости TW=90...104°C. Контроль параметра TW выполнить в процедурах: ПАРАМ >/ОБЩИЕ или ПАРАМ >/ПОЛНЫЕ. Подготовить и прогреть газоанализатор СО, вставить его щуп в выхлопную трубу автомобиля. Выбрать в процедуре УПРАВЛ >/КОРРЕКЦ:/КОРР. СО параметр CO (коэффициент коррекции СО на холостом ходу). По показаниям газоанализатора клавишами Dn (минус) и Up (плюс) отрегулировать с помощью тестера величину коррекции коэффициента CO до нормативной величины концентрации СО=(0,8+-0,1)% и записать введенное значение во флэш-ОЗУ контроллера при выходе из данной процедуры тестера по клавише Entr ( Esc - отказ от введенных изменений параметра СО). При изменении коэффициента CO на один шаг регулирования необходимо учитывать временную задержку системы выпуска ОГ двигателя и газоанализатора примерно на 5...10 с.
Введенная коррекция коэффициента CO сохранит свое значение на весь последующий срок службы контроллера.
Рекомендуемые значения коэффициента коррекции СО не должны превышать нормативных значений (см. приложение 5). В противном случае имеет место значительное ухудшение состояния двигателя или электронных компонентов, например; коксование форсунок впрыска топлива или уход калибровки датчика массового расхода воздуха.

9.9.5. Установить повышенные обороты холостого хода R в диапазоне 3000...4000 об/мин в зависимости от типа двигателя. Контроль параметра R выполнить в процедурах: ПАРАМ >/ОБЩИЕ или ПАРАМ >/ПОЛНЫЕ. Проверить содержимое СО в отработавших газах: если СО>0,5%, то имеет место просос неучтенного воздуха во впускной системе двигателя после датчика массового расхода воздуха. Устранить при необходимости прососы неучтенного воздуха. Выполнить повторную регулировку СО.

9.9.6. Обратить внимание: проверка концентрации СО в отработавших газах на ХХ и, при необходимости, электронная коррекция СО должны обязательно производиться: после выполнения ремонта двигателя и его систем питания, в том числе регулятора давления топлива; при замене: контроллера и/или датчика массового расхода воздуха, и/или топливных форсунок.

9.10. Проверка исправности модуля зажигания

9.10.1. Внешнее проявление неисправности (*): двигатель работает неравномерно на холостом ходу, то есть двоит; двигатель не развивает полной мощности; рывки и провалы при разгоне автомобиля; двигатель не пускается (нет искрообразования);
* - далее рассматриваются только причины неисправностей системы зажигания.

9.10.2. В контроллерах M1.5.4, M1.5.4N, ЯНВАРЬ-5, MP-7.0 предусмотрена возможность включения теста каналов управления модулем зажигания и двухвыводных катушек зажигания, которые входят в состав этого модуля. Запуск теста производится при включенном зажигании и неработающем двигателе. Тест позволяет проверить исправность каналов зажигания для цилиндров 1/4 и цилиндров 2/3.

9.10.3. Для проверки исправности цепей зажигания выбрать поочередно в процедуре УПРАВЛ >/УПР.МЕХ: операции управления модулем зажигания: КАТ. 1,4 - кратковременный тест катушки зажигания цилиндров 1 и 4; КАТ. 2,3 - кратковременный тест катушки зажигания цилиндров 2 и 3; с помощью клавиши Up установить состояние ВКЛ - при этом контроллер сформирует однократную серии сигналов управления каналом зажигания 1/4 (2/3) в течении 2...3 с; повторный запуск теста зажигания выполняется повторным нажатием клавиши Up, выход из теста по Esc.

9.10.3.1. Если канал модуля зажигания исправен, то во время прохождения теста будет слышен легкий треск, который возникает в процессе искрообразования в соответствующих цилиндрах двигателя.

9.10.3.2. Если оба канала модуля зажигания неработоспособны, то необходимо проверить: наличие бортового напряжения на модуле и надежность подключения провода массы (целостность жгута проводов); исправность модуля зажигания; исправность контроллера.

9.10.3.3. Если один из каналов модуля зажигания (1,4 или 2,3) неработоспособен, то необходимо проверить: исправность одной из катушек зажигания модуля; исправность одного из каналов управления зажиганием контроллера; целостность цепи управления зажиганием в жгуте проводов.

9.10.3.4. Если нет искрообразования в одном из цилиндров, то необходимо проверить исправность: высоковольтных проводов и свечей зажигания.

9.10.4. Если на холостом ходу наблюдаются провалы частоты вращения коленвала двигателя при резком открытии дроссельной заслонки, или имеют место рывки и провалы при разгоне автомобиля, то вероятно вторичные цепи катушек зажигания модуля неисправны (межвитковое замыкание). Модуль зажигания требует замены.

9.11. Определение неработоспособного цилиндра

9.11.1. Внешнее проявление неисправности: двигатель работает неравномерно на холостом ходу ( троит ). Неработоспособность цилиндра может быть, в основном, обусловлена:
неисправностью системы питания цилиндра топливом и/или воздухом; неисправностью системы зажигания ТВС в цилиндре; нарушением компрессии в цилиндре и т. п.

9.11.2. Определение неработоспособного цилиндра можно установить с помощью тестера, для чего нужно воспользоваться процедурой поочередного отключения форсунок впрыска топлива для двигателя, работающего на холостом ходу. Эта процедура предусмотрена только в контроллере MP-7.0. Обратить внимание: управление
форсунками для MP-7.0 выполняется при работающем двигателе, при неработающем двигателе (зажигание включено) контроллер игнорирует эту команду тестера. Для остальных типов контроллеров можно, как правило, запустить только тест проверки работоспособности форсунок на неработающем двигателе (при включенном зажигании).

9.11.3. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Прогреть двигатель на холостом ходу до температуры TW=90...104°С. Контроль параметра TW выполнить в процедурах: ПАРАМ >/ОБЩИЕ или ПАРАМ >/ПОЛНЫЕ.
9.11.4. Сбросить коды неисправностей: в процедуре ОШИБКИ >/СБРОС НП, проверить наличие текущих неисправностей системы в процедуре ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ: для цепей управления зажиганием; для цепей управления форсунками.

9.11.5. Если указанных типов неисправностей в системе не обнаружено или после их устранения двигатель продолжает работать неравномерно, то поочередно выбирая команды отключения форсунок цилиндров 1...4 двигателя УПРАВЛ >/УПР. МЕХ:/ФОРСУН.1-ФОРСУН.4: по клавише Dn - выключение форсунки ОТКЛ, по клавише Up - включение форсунки ВКЛ, установить неработоспособный цилиндр по следующему критерию: если при отключении форсунки неравномерность оборотов двигателя не изменяется - цилиндр неработоспособен.

9.12. Определение неисправности датчика положения (синхронизации) коленчатого вала

9.12.1. Внешнее проявление неисправности: двигатель не пускается, то есть не схватывает 
(нет искрообразования). Вероятные неисправности в системе питания двигателя здесь не рассматриваются.

9.12.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. Очистить буфер кодов накопленных неисправностей контроллера в процедуре ОШИБКИ >/СБРОС НП.
Выполнить стартерную прокрутку двигателя, для чего нажать до упора педаль акселератора и включить стартер на время 3...5 секунд. В данном случае (при THR>75%) реализуется режим продувки цилиндров воздухом, когда топливоподача блокирована, а зажигание включено.
В процедуре ОШИБКИ /НАКОПЛЕН, проверить наличие кода Неисправность цепи датчика положения коленчатого вала (датчика частоты). Устранить при необходимости неисправность данной цепи.

9.12.3. Если вышеуказанный код неисправности не проявляется, выбрать в процедуре просмотра ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ параметр R (частота вращения коленчатого вала).
Выполнить повторную прокрутку двигателя стартером на 3...5 секунд.

9.12.3.1. Если параметр R=0, то вероятно: датчик частоты не подключен (неисправен); электрическая цепь датчика полностью неисправна.

9.12.3.2. Если R>200 об/мин, то цепь синхронизации исправна и необходимо рассмотреть другие причины незапуска двигателя, например неисправности: системы зажигания, бортового аккумулятора, стартера, надежность соединения проводов массы и др.

9.12.3.3. Если при стартерной прокрутке двигателя тестер сбрасывает свои показания, т.е. происходит его повторная загрузка, то наиболее вероятными причинами неисправности являются: высокая степерь разряда бортового аккумулятора; плохое соединение между массой двигателя и кузова автомобиля. Обратить внимание: напряжение бортовой сети перед запуском двигателя должно быть больше 11,5 В (см. параметр UB в процедуре ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ), в противном случае необходимо выполнить профилактику или замену аккумуляторной батареи.

9.13. Определение неисправности датчика детонации

9.13.1. Внешнее проявление неисправности: повышенная детонация двигателя; рывки и провалы при разгоне автомобиля. Вероятные неисправности в системах питания и зажигания двигателя здесь не рассматриваются.

9.13.2. Подключить тестер к системе. Запустить двигатель. Установить повышенные обороты холостого хода двигателя на уровне R=3000...4000 об/мин на время не менее 30 секунд, контроль частоты вращения выполнить в процедуре ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ по параметру R.
Проверить в процедуре ОШИБКИ >/НАКОПЛЕН наличие кода Неисправность цепи датчика
детонации.

9.13.3. Если данный код отсутствует, отключить датчик детонации от жгута проводов и повторить п. 9.13.2. Если код неисправности цепи датчика по-прежнему не фиксируется, то неисправен канал измерения сигнала детонации в контроллере или жгут проводов.

9.13.4. Если код неисправности цепи датчика детонации фиксируется, то на холостом ходу просмотреть с помощью процедуры ПАРАМ >/ПОЛНЫЕ или ПАРАМ >/СИГНАЛЫ параметр VD (напряжение сигнала датчика детонации). Если на неработающем двигателе (зажигание включено) при сильном простукивании корпуса датчика детонации твердым и массивным неметаллическим предметом значение VD<0,1 В, то цепь датчика детонации неисправна.

9.13.5. Причиной рывков и провалов в движении автомобиля при разгоне, а также высокой детонации в двигателе, может являться плохое закрепление датчика детонации на двигателе: необходимо зачистить посадочное место датчика шлифовальной шкуркой и обеспечить нормированное усилие затяжки болта (болт М8х1 - 13...20 Нм, болт М8х1,5 - 18-25 Нм).

9.14. Определение неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

9.14.1. Внешнее проявление неисправности: лампа неисправности горит при работающем двигателе, повышенные обороты холостого хода горячего (TW=90...105°С) двигателя, повышенный эксплуатационный расход топлива, затрудненный пуск холодного двигателя (ниже +10°С).

9.14.2. Подключить тестер к системе. Запустить двигатель. В процедуре ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ проверить наличие кодов неисправности для датчика температуры охлаждающей жидкости: Низкий уровень сигнала или Высокий уровень сигнала. Необходимо обратить внимание на следующие конструктивные особенности датчиков температуры охлаждающей жидкости (или воздуха): датчик температуры терморезистивного типа, сопротивление которого (падение напряжение на нем) нелинейно падает с ростом температуры среды от 10,3 кОм при минус 40°С до 170 Ом при 100°С, а это значит, что при обрыве цепи контроллер выдаст параметр TW=-40 °C и код Высокий уровень сигнала.

9.14.2.1. В случае появления кода Низкий уровень сигнала дачика температуры охлаждающей жидкости заглушить двигатель, отключить указанный датчик от жгута проводов, повторно запустить двигатель: если по-прежнему фиксируется тот же код - неисправна цепь жгута проводов или измерительный канал параметра TW в контроллере; если фиксируется код Высокий уровень сигнала дачика температуры охлаждающей жидкости - неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (внутреннее короткое замыкание или замыкание на массу).

9.14.2.2. В случае кода Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости заглушить двигатель, отключить указанный датчик от жгута проводов, закоротить перемычкой 20 Ом контакты розетки жгута датчика, повторно запустить двигатель: если по-прежнему фиксируется тот же код - неисправна цепь жгута проводов или измерительный канал параметра TW в контроллере; если фиксируется код Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости - неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (внутренний обрыв).

9. 1 4. 3. Если неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости не фиксируется контроллером, а холодный двигатель плохо пускается и частота вращения коленвала на холостом ходу для горячего двигателя не падает до минимального значения (см. приложение 5 - параметры TW и R), то вероятно: нарушена калибровка датчика температуры охлаждающей жидкости; негерметична система термостатирования двигателя.
Отключить датчик температуры охлаждающей жидкости от жгута проводов и замкнуть накоротко цепь датчика перемычкой 20 Ом, запустить и прогреть двигатель до горячего состояния: если параметр TW>100 °С, а частота R после прогрева двигателя не устанавливается до нормативного значения или двигатель работает неравномерно на холостом ходу - негерметичен термостат; если параметр TW>100 °С, а частота R после прогрева двигателя устанавливается до нормативного значения - нарушена калибровка датчика температуры охлаждающей жидкости (датчик неисправен).

9.15. Определение неисправности датчика массового расхода воздуха

9.15.1. Внешнее проявление неисправности: лампа неисправности загорается при работающем двигателе, повышенные обороты горячего (TW=90...100оС) двигателя на холостом ходу, двигатель запускается и глохнет, двигатель работает только при открытой дроссельной заслонке.

9.15.2. Подключить тестер к системе. Запустить двигатель. В процедуре ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ проверить наличие кодов неисправности для датчика массового расхода воздуха: Низкий уровень сигнала или Высокий уровень сигнала.
Если один из указанных кодов фиксируется контроллером и двигатель работает с повышенными оборотами холостого хода - система управления функционирует в аварийном режиме. Проверить исправность сигнальных цепей и цепей электропитания датчика расхода воздуха. Проверить работу двигателя с исправным контроллером.

9.15.3. Если коды неисправностей датчика не фиксируются контроллером, а двигатель запускается только при частично нажатой педали акселератора, то, вероятно, нарушена калибровка датчика массового расхода воздуха, что может произойти по целому ряду причин, например, повреждение или загрязнение (коксование) чувствительного элемента датчика.
Включить зажигание, установить степень открытия дроссельной заслонки THR=(8...12)%, запустить двигатель: если массовый расход воздуха AR<20 кГ/ч, то датчик расхода воздуха или измерительный канал контроллера неисправны. Просмотр параметров THR и AR выполнить в процедуре ПАРАМ >/ОСНОВНЫЕ.

9.16. Определение неисправности регулятора холостого хода (дополнительного воздуха)

9.16.1. Внешнее проявление неисправности: лампа неисправности загорается при работающем двигателе, двигатель запускается только при частично нажатой педали акселератора, повышенные обороты горячего двигателя (TW=90...100оС) на холостом ходу.

9.16.2. Подключить тестер к системе. Включить зажигание. В процедуре ОШИБКИ >/ТЕКУЩИЕ проверить наличие кодов неисправностей цепей регулятора холостого хода (РХХ). Некоторые типы контроллеров эти цепи не диагностируют. Если хотя бы один из кодов неисправностей цепей РХХ фиксируется, то проверить исправность цепей управления и электропитания регулятора холостого хода в жгуте проводов. Проверить работу двигателя с исправным контроллером.

9.16.3. Если коды неисправностей РХХ не фиксируются контроллером, а параметр SM (текущее положение регулятора холостого хода) ниже нормативных значений, указанных в приложении 6, и горячий двигатель работает с повышенными оборотами холостого хода, то вероятно имеет место просос воздуха через неплотно прикрытый дроссель - это подтверждается, если двигатель запускается при пережатом шланге регулятора - необходимо отрегулировать привод и заслонку дросселя на полное закрытие.

9.16.4. Если холодный двигатель плохо пускается или пускается только при частично нажатой педали акселератора, а горячий двигатель на ХХ работает устойчиво, то вероятны следующие неисправности: затвор РХХ закоксован - промыть РХХ в керосине и просушить; байпасный канал РХХ забит или поврежден - восстановить; нарушена калибровка РХХ - заменить РХХ.

24.05.04.