NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Музыка в крокодиле
 Автор YRKA2131

Часть 1

В бытность мою владельцем ВАЗ-21099 были закуплены и установлены магнитола SONY-543, CD-чейнджер SONY на 10 дисков, компонентная акустика DENON 5 дюймов, усилитель CRUNCH-3004, сабвуфер PIONEER 10 дюймов (модель не помню, точно знаю, что Free Air). Магнитола устраивала по всем параметрам - полностью съемная (для меня это было важно), управление чейнджером, джойстик, 4 линейных выхода. После списания 99-й в металлолом (из-за ухаря, выскочившего в лоб со встречной полосы) аппаратура не пострадала, была демонтирована и ждала своего часа. После покупки ВАЗ-21312 появилось желание установить музыкальное хозяйство туда.

В первую очередь была установлена магнитола в штатное место. Оно не совсем удобно - слишком низко находится. Положение спас джойстик. С ним все стало здорово - все режимы магнитолы переключаются на ощупь, руку тянуть никуда не надо. Установлен он на кожух КПП над прикуривателем. На фото все хорошо видно. Попутно я удалил пепельницу, так как она мешала установке блока кнопок электростеклоподъемников от "десятки". Стеклоподъемники в передних дверях - "Беркут" с моторами BOSСH, механизм в виде пантографа (штатный тросовый привод удален полностью), в задних дверях - Spal de Luxe, снятые с 99-й (штатный привод сохранен, но сзади стекла опускаются-поднимаются достаточно редко, поэтому проживут, надеюсь, долго). Кроме этого, на левом фото виден джойстик управления электрозеркалами "Каприс". Зеркала эти - вещь не совсем бюджетная, но, тем не менее, очень рекомендую. 

В передние нижние углы дверей была установлена вновь купленная компонентная акустика Power Acoustic 5 дюймов. Установка прошла по простому варианту - без строительства подиумов, поэтому пришлось немного порезать металл дверей и поставить проставки из фанеры 10 мм для жесткого крепления НЧ/СЧ-динамиков не к обшивкам, а к самим дверям. "Пищалки" из комплекта акустики были приклеены двухсторонним скотчем в углы торпеды.

Жду лета, чтобы переделать по-взрослому - проклеить двери и обшивки шумовиброизоляцией, сделать подиумы, возможно, обтянуть обшивки дверей винилом, "пищалки" перенести на стойки лобового стекла тоже в подиумы. Поскольку в 99-й было сделано именно так и "блин не был комом" (на мой взгляд), думаю, все получится и здесь.

Первый этап озвучивания "Крокодильчика" завершился достаточно быстро, потом наступила пауза, связанная с дачными делами. Осенью появилось время продолжить изыски по озвучке автомобиля.

Для установки сабвуфера было просто необходимо переделать как саму заднюю полку, так и ее пластмассовые боковины - держатели. Дребезжало все это нещадно, да и врожденная хлипкость не вызывала сомнений. Кроме того, меня очень напрягала необходимость при загрузке багажника придерживать заднюю полку или головой, когда обе руки заняты, или скидывать ее на заднее сидение. Захотелось сделать полку из двух частей - как на девятках, например.

Материалы и инструменты, которые мне потребовались: фанера 18 мм, фанера 10 мм, клей в аэрозольном баллоне Nashua357 (по сути дела Момент, но в пользовании очень удобен), ткань для оклейки получившейся конструкции (т. н. "карпет"), ПВА, саморезы различного калибра, дрель, электролобзик, шлифовальная машинка, степлер, скобы для него, краска в баллончике (для изнаночной стороны).

Для простоты построения было решено размеры выбирать примерно такие, как и у штатной конструкции. Части самой задней полки были выпилены из 18 мм фанеры. На откидной части срез сделан под углом. В горизонтальной части вырезано отверстие для сабвуфера и закрыто защитной решеткой (грилем). Части полки оклеены карпетом и соединены рояльной петлей (не покрашена - краска кончилась:))). Стоит отметить, что существуют 2 разновидности ткани для кар-аудио: акустическая (звукопрозрачная) ткань, которая практически не гасит средние и высокие частоты, и так называемый обивочный карпет - для эстетического, скажем так, оформления. Оба материала нетканые синтетические, что позволяет растягивать их довольно сильно при оклейке криволинейных поверхностей. Я купил обивочный карпет, потому что про цене за погонный метр примерно 400 рублей мой вариант был шириной 140 см, а звукопрозрачная ткань - 100 см. Кроме этого, частотам, которые воспроизводятся сабвуфером, все равно, какой тканью закрывать динамик.

С боковинами все намного интереснее. Хотелось изобразить уступы по краям, на которые должна опираться собственно полка. Пришлось изобретать. 

Точные размеры сейчас указать трудно, поскольку все оклеено карпетом. Пришлось многократно обмерять штатную боковину, вырезать картонные шаблоны, опять примерять, опять подрезать, потом те же пляски, только с фанерой.

На рисунке видно, что вновь изготовленная боковина двухслойная - так удобнее, на мой взгляд, состыковать части и организовать выступ. В тонком слое горизонтальной части сделан вырез под штатное металлическое крепление. Заготовки скреплены между собой ПВА и саморезами, стыки залиты термоклеем. В общем, надо максимально точно повторить штатную боковину (при сборке будет проще). Внутренняя сторона покрашена черной краской.

Вот что получилось (вид из багажника - вверху, и снаружи при открытой "тещиной" двери внизу):

Крепится конструкция следующим образом.

Изготовлена полоса из 18 мм фанеры шириной 5 см, длиной в ширину салона, оклеена остатками карпета со стороны салона и закреплена к основаниям штырей фиксации спинки заднего сидения. Новые боковины прикручены болтами через штатные металлические крепежи к штатным же местам (видно на верхней паре фотографий), саморезами к фанерной полосе и к пластмасскам обивки багажника около амортизаторов задней двери. На выступы горизонтальных частей боковин уложена и прикручена саморезами неподвижная часть полки с басовым динамиком, дополнительный крепеж к полосе опять же саморезами. Многократные примерки при изготовлении не пропали даром - откидная часть полки опускается на выступы боковин и плотно удерживается там без дополнительного крепления. Кроме того, полку дополнительно поджимает пятая дверь (когда закрыта).
С левой стороны к металлическому крепежу прикручено фанерное основание для СД чейнджера и снизу подвешен сам чейнджер (фото слева). На неподвижную часть полки закреплен сабвуфер (фото справа).

На спинку заднего сидения на панели из фанеры, оклеенной карпетом, установлен усилитель. Он подключен по схеме - 2 канала на фронт, 2 мостом на сабвуфер. Питание усилителя подключено через разветвитель, поэтому в перспективе можно поставить 2-х канальный усилитель мостом на саб, а на освободившиеся 2 канала подключить тыл (которого пока нет, но акустика есть (Денон), ставить можно в задние двери). На усилитель осталось сделать декоративную крышку, чтобы прикрыть провода.

Вот что получилось в итоге:

Что я получил.

Задняя полка стала из 2-х частей, что, на мой взгляд, удобнее, чем цельная. Доступ в багажник по удобству хуже не стал.

При езде по неровностям ничего не дребезжит. При включении музыки погромче - тоже. Минус, правда, тоже есть: для перевозки крупногабаритного груза (холодильника, например) приходится выворачивать саморезы (штук 10) для снятия полки целиком и фанерной поперечины. Меня этот факт абсолютно не напрягает - есть аккумуляторный шуруповерт.

С точки зрения звука - меня все устраивает. Цели создать супер-пупер аудиосистему я не преследовал, безумных денег на это тратить неохота, а получившийся результат мне нравится.

С уважением ко всем прочитавшим, Юрий Гурентьев aka YRKA2131 (читается как Юрка2131), 20.02.03.

 

Часть 2. Фронтальная акустика

Поначалу вроде бы всё устраивало, но, как это обычно бывает, подиумы по ряду причин сразу сделать не удалось, а потом то одно, то другое... В общем, что-то поменять или исправить руки дошли только недавно.

Перво-наперво планировалась замена передней акустики с 13 см на 16,5 и установка её в подиумы. Этой замене способствовала, помимо просто "хотения", еще одна причина. При установке электрозеркал "Каприс" пожадничал герметика на правую дверь, и результат не заставил себя ждать. Вода во время дождя или, предположим, во время мойки, затекала внутрь двери и капала аккурат на магнитную систему динамика. Ну он и хрипел, пока не просыхал, потом захрипел постоянно. Вывод - при сверлении дополнительных отверстий в двери - герметика НЕ ЖАЛЕТЬ!

Была куплена двухкомпонентная акустика Mistery Walla, возможно, не самый лучший вариант, но и звучание пока устраивает, и не очень дорого. Что радует - у данной акустики небольшая установочная глубина.

Что потребовалось: фанера 10 мм, различного калибра саморезы, карпет, клей для него, монтажная пена, эпоксидная смола, дрель, разные свёрла, сапожный нож, электролобзик, шлифмашинка, степлер, наждачная бумага разной зернистости, пром. фен.

Способов изготовления подиумов для акустики немало описано и в интернете, и в бумажных изданиях. Я выбрал способ с фанерой, монтажной пеной и колготками. Процесс наглядно изображен на фотографиях. По шаблонам из комплекта акустики из 10-мм фанеры вырезаны основания подиумов и установочные кольца:

Затем основания и кольца скреплены между собой саморезами и клеем с применением вставок из той же фанеры разной высоты, дабы придать динамику необходимую ориентацию в пространстве: 

Основанию придана округлая форма (вообще-то сначала лучше выпилить необходимые формы, а уж потом собирать конструкцию, но так получилось...):

Далее эта конструкция заполнена монтажной пеной "по-мокрому". После высыхания излишки пены обрезаны и придана желаемая форма и плавные обводы. Затем заготовка подиума обтянута стащенными у супруги колготками и пропитана эпоксидной смолой:

После полимеризации смолы излишки опять же срезаны, зашкурены, различные неровности обработаны автомобильной шпаклевкой и вышкурены "в ноль":

А вот дальше стало интереснее. В отличии от "короткой" НИВЫ, где дверные обшивки плоские из оргалита, на "крокодилах" применены объемные обшивки из пластика. С точки зрения эстетики, "крокодильские" намного приятнее (ИМХО, конечно), но скрипят безбожно, да и объемность в моем случае служит дурную службу. Подиум на них так просто не закрепишь - щели будут дай боже, и хлипкие они, очень хлипкие... Так что я увидел лишь два варианта крепления подиумов - либо крепить подиум непосредственно на дверь, а в обшивке вырезать отверстие по размеру подиума, либо крепить подиум все-таки к обшивке со всеми вытекающими.

Первый вариант при всей его кажущейся простоте не понравился. Во-первых, слишком большая дыра в обшивке (прямо-таки дырища), во-вторых, необходимо было бы решать вопрос герметизации стыков подиума и обшивки. И в-третьих, не так-то просто при сложной форме подиума аккуратно вырезать отверстие в обшивке для их взаимной стыковки. Кому как, конечно, я не рискнул. Поэтому использован второй вариант.

На металле двери еще с первой инсталляции акустики были закреплены фанерные проставки. Обшивка была повешена на свое место, в одну руку подиум, в другую - промышленный фен (помним про обшивку из пластика, да?). Обшивка нагревалась феном до состояния размягчения пластика, затем снаружи в нужном месте прикладывался подиум, все это сильно прижималось к фанерной проставке на двери и удерживалось так до остывания пластика. Поскольку работы проводились ранней весной, было еще холодно, и пластик остывал быстро. Вот и всё, щели шириной 1-2 мм не беда, устраняются легко:

Теперь осталось, удерживая подиум прижатым к двери в нужном месте, просверлить тонким сверлом 3 - 4 отверстия для крепления. Всё, обшивку можно снимать с двери и саморезами с внутренней стороны крепить к ней подиум. Для уплотнения стыка между подиумом и обшивкой в щель был залит силиконовый герметик, а для уплотнения стыка между обшивкой и дверью (проставкой) и устранения вибраций обшивки она с внутренней стороны оклеена вибропластом. Помимо этого была проведена виброизоляция внутренней части двери тем же вибропластом.

Подиум закреплен на обшивке. Теперь нужно это хозяйство как-то облагородить. Сначала были мысли обшивку оставить как есть, а отделывать только подиум. Но потом было решено отделывать всё как единое целое. С винилом связываться я не стал, не было уверенности, что получится аккуратно и красиво - всё-таки очень уж криволинейная поверхность. Был выбран карпет. Очень кстати в "Техкоме" на Пролетарском проспекте на глаза попался карпет, судя по всему отечественный, по прямо-таки бросовой цене - 350 р. за 2 с лишним квадратных метра, как раз на 4 двери, если внимательно и аккуратно раскраивать. Конечно же, я его купил.

Клеить карпет лучше и удобнее клеем в аэрозольном баллоне, но... Честно говоря, жаба задушила отдавать 10-12$ за баллон, тем более, что одним бы дело не обошлось, когда под рукой есть обычный "Момент". На одну дверь ушло 1,5 тубы по 125 гр. Как всегда, есть нюанс. "Момент" наносить нужно, как можно более тонким слоем, иначе клей проступит сквозь карпет и появятся пятна, к сожалению, не устранимые. Клей я размазывал по обшивке узким шпателем. Очень помог пром. фен, особенно, если учесть холодную погоду. После высыхания клея были прорезаны отверстия под ручки и динамик, края карпета завёрнуты внутрь и закреплены к фанере степлером.

В силу своей "тянучести" карпет про оклейке повторил все обводы дверной обшивки с закрепленным на ней подиумом, кроме этого, загнутые внутрь двери края карпета играют роль прокладки между обшивкой и металлом двери, устраняя скрип:

При установке обшивки на место для усиления крепления пришлось добавить несколько саморезов в районе подиума, но они в глаза совсем не бросаются:

Что получилось в итоге. Изготовлены подиумы, в которые установлена новая акустика с некоторой ориентацией на слушателя (у меня динамики получились ориентированы на виртуальную точку, находящуюся немного выше набалдашника рукоятки КПП), динамики внутрь двери практически не выступают за счет небольшой посадочной глубины и опять же подиума, добавлено эстетики (сугубо ИМХО) в оформление салона. Из возможных минусов - не исключено, что ворсистая "карпетовая" обшивка будет постоянно набирать пыль, но, во-первых, пылесосы не дефицит, во-вторых при нагреве феном ворс на карпете сильно "садится", главное не перегреть - оплавится. Насчёт пыли - жизнь покажет.

И еще. В силу того, что акустика покупалась недорогая, ожидать от нее мощного воспроизведения низких частот бессмысленно. Так что сабвуфер - вещь если не необходимая, то весьма и весьма желательная. Однако, несмотря на дешевизну, в конструкции акустики обнаружился приятный момент. Высокочастотные динамики имели не только 2 способа крепления (ну так, я думаю, у всех производителей), а ещё и возможность вращения самого динамика в обойме в некоторых пределах, что, несомненно, помогает в настройке. Пищалки установлены на стойки лобового стекла на высоте примерно 1/3 от торпеды. Можно и для них сделать подиумы, так сказать в общем стиле, но пока не решил. Да и времени свободного не очень много - лето, дачный сезон. 

Теперь на очереди переделка сабвуфера, потом установка тыловой подзвучки, потом...

28.07.05.