NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Замена пыльника, снятие и установка привода, разборка и замена ШРУСа
 Автор Alexey73

Замена пыльника внутреннего ШРУСа
Замена пыльника внешнего ШРУСа
Снятие и установка привода
Разборка и сборка внешнего ШРУСа
Замена ШРУСа

 

Замена пыльника внутреннего ШРУСа

Внутренние пыльники меняются без слива масла из редуктора переднего моста. Разбирается по зарулемовскому букварю (который с картинками, можно посмотреть здесь "Нива": меняем чехлы на ШРУСах, правда с некоторыми ошибками и неточностями).

Ставим машину на передачу. Поддеваем мощной отверткой или зубилом (с молотком) колпак ступицы переднего колеса, снимаем его. Ослабляем ключом "на 27" ступичную гайку и колесные гайки. Поддомкрачиваем машину, ставим опору (треногу, чурку, бордюрный камень), чтобы машина не упала с домкрата на Вас. На Бога здесь не надеемся! Ваше здоровье в ваших руках!

Отворачиваем колесные гайки, снимаем колесо. Отворачиваем ступичную гайку, отворачиваем крепеж нижней шаровой опоры (три болта), подкладываем два колеса (чурку, бордюрный камень и т.п.) под рычаг, отводим поворотный кулак в сторону и вверх и вынимаем ШРУС из ступицы, достаем конусообразную шайбу, поддев ее отверткой с внешней стороны, отворачиваем нижний крепеж амортизатора, сжимаем амортизатор вверх, снимаем большой хомут внутреннего ШРУСа, оттягиваем пыльник, поддеваем отверткой проволочное фиксирующее кольцо (внутри гранаты, в проточке почти на самом краю гранаты из 0,5 мм проволоки). Вынимаем ШРУС (обойму с валом из гранаты). Как только он выйдет наружу, надеваем на него полиэтиленовый пакет. Положение обоймы относительно сепаратора и гранаты надо помечать, чтобы потом каждый шарик оказался на том же месте, где и был. Я не пометил, поэтому шарики встали потом, скорее всего, не на свои места :(

Вынимаем шарики, запоминая их положение, снимаем малый хомут и сдвигаем пыльник, снимаем сепаратор, сбиваем через выколотку из мягкого металла обойму (у меня выколотки не было, но обошлось). Обойма на валу стопорится пружинным кольцом. Когда мы ее сбиваем, обойма утапливает кольцо в паз на валу (кольцо попадает внутрь обоймы), и обойма сходит с вала. При сбивании имеет смысл закрепить вал привода в тисках. Выкидываем старый пыльник. Промываем (насколько это возможно или просто протираем тряпкой с бензином) гранату. Промываем шарики, сепаратор, обойму, вал.

Мне пришлось ошкурить ржавчину на обойме и сепараторе, вал тоже весь ржавый :(

Натягиваем пыльник. Мне это удалось с трудом. Надеваем малый хомут. Надеваем сепаратор на обойму, насаживаем обойму на вал (удлиненной конусной частью сепаратора в сторону вала), вставляем шарики, набиваем пыльник и гранату смазкой ШРУС-4 или аналогом (150 см3).

Вставляем шарнир в гранату, устанавливаем в гранату проволочное фиксирующее кольцо, надеваем пыльник на гранату, под машиной натягиваем хомут.

Собираем все обратно: прикручиваем нижний крепеж амортизатора, вставляем ШРУС в ступицу, прикручиваем крепеж нижней шаровой опоры (три болта), закручиваем и регулируем ступичную гайку. Гайку рекомендуется ставить новую (внимание, в Ниве все ступичные гайки с правой резьбой). Ставим на место колесо, прикручиваем, убираем подставку, снимаем с домкрата, затягиваем гайки колеса (рекомендуется повторить затяжку гаек колеса после нескольких километров пробега).

У меня проблема была при установке шаровой. Пришлось треногу под рычаг сделать поменьше, поставить поближе к креплению шаровой и опустить машину. При более высокой треноге шаровая все время была выше рычага. Кстати, часто рекомендуют запастись крепежом шаровой, т.к. не всегда эти болты откручиваются.

Хомуты использовал штатные. Особых проблем при затяжке не было (только тяжело было с большим хомутом на правой стороне: под машиной там места мало). Использовал плоскогубцы с регулируемой шириной захвата (у них половинки двигаются относительно друг друга, не знаю, как на словах описать). Получилось довольно-таки легко. Говорят, есть специальное приспособление для стяжки хомутов. Типа пассатижей, но с коготками. В магазине не нашел, но обошелся.

Заняло на две стороны 11 часов неспешной работы. Причем пришлось два раза ехать в магазин. 1-й раз за гайками, оказалось, что купил левые, хотя просил правые. 2-й раз за пыльником. Не рассмотрел в магазине дефект резинки. Вот-вот должна была продырявиться.

Наружные пыльники мне менять не пришлось. При разобранных внутренних шарнирах их поменять не составило бы труда.

Вскрытие показало, что на обоих внутренних пыльниках резинка ближе к узкому концу как бы срезана ножом изнутри. Что бы это значило. Дырочки были небольшими, а срез длиной 1 см.

Смазка с завода была в достаточном количестве.

Дополнение от zaka213:
Ступицу можно не разбирать. Отвернув три болта нижней шаровой, можно, сняв амортизатор, выдернуть обойму внутреннего ШРУСа из гранаты и завести ее в свободное пространство под днищем и делать все там. Но это довольно неудобно. Для снятия обоймы с вала неплохо подходит универсальный съемник (не нужно будет махать медной кувалдой под днищем). Через это место можно заменить и пыльник наружного ШРУСа.
zaka213, 27.08.00. Оригинал.

Непосредственно перед установкой новых пыльников на ось привода, чтобы не повредить их об оставшееся на оси острое стопорное и упорное кольцо, нужно обмотать эти кольца и шлицы - скотчем или изолентой (только не тряпочной). После этого нужно немного смазать поверхность - и пыльники легко проходят через это место. Затем все лишнее размотать или срезать ножом.

MishaL, 30.09.04. Оригинал.

Дополнение от 03.03.08, автор SpLinter.

Трековские внешние пыльники на ШРУСы в сборе отлично встают на внутренние ШРУСы и очень долго ходят. Вчера ставили мне, у Pilot'а уже 0.5 года вроде.

 

Замена пыльника внешнего ШРУСа

Замену внешнего пыльника можно проводить как при снятом приводе, так и, не разбирая внутренний шарнир и не вынимая его из моста (правда, в этом случае труднее будет сбить шарнир с вала).

Разбираем переднюю подвеску, как описано в разделе "Замена пыльника внутреннего ШРУСа". Отворачиваем нижний крепеж амортизатора, сжимаем амортизатор вверх.

Затем, если требуется замена внутреннего пыльника, разбираем внутренний шарнир. Если же не требуется замена внутреннего пыльника, то необходимо либо извлечь привод из моста (смотрите раздел "Снятие и установка привода"), либо разобрать внутренний шарнир, либо подольше повозиться, сбивая наружный шарнир, но сэкономить время на извлечение привода из моста.

Плоскогубцами с регулируемой шириной захвата сжимаем за специальные уступы хомут пыльника на гранате ШРУСа. Поддеваем отверткой его конец и разъединяем хомут. Аналогично снимаем хомут на валу привода, сдвигаем пыльник вместе с кожухом в сторону. Через выколотку из мягкого металла молотком сбиваем обойму с вала. Обойма на валу стопорится пружинным кольцом. Когда мы ее сбиваем, обойма утапливает кольцо в паз на валу (кольцо попадает внутрь обоймы), и обойма сходит с вала, оставаясь в гранате. Чтобы исключить заклинивание стопорного кольца, важно не допустить перекоса обоймы, правильно выбирая силу и направление удара. При сбивании имеет смысл закрепить вал привода в тисках. Снимаем с вала упорное кольцо, пыльник и кожух.

Промываем внутренний шарнир (предварительно разобрав его, пометив взаимное расположение обоймы, сепаратора и корпуса шарнира). Собираем обратно, смазав все детали смазкой ШРУС-4, обеспечивая совпадение меток. Кольцевая проточка под упорное кольцо должна быть сориентирована в сторону вала. Заполняем шарнир смазкой ШРУС-4.

Надеваем новый пыльник на вал. Насаживаем шарнир на вал и резко ударяем по концу вала. Стопорное кольцо сожмется и войдет внутрь обоймы. Натягиваем пыльник на гранату и надеваем два хомута (один на валу, другой на гранате).

Собираем внутренний шарнир (если разбирали), или вставляем привод в мост, закрепляем (если извлекали привод из моста).

Собираем обратно переднюю подвеску, как описано в разделе "Замена пыльника внутреннего ШРУСа": прикручиваем нижний крепеж амортизатора, вставляем ШРУС в ступицу, прикручиваем крепеж нижней шаровой опоры (три болта), закручиваем и регулируем ступичную гайку, ставим колесо.

 

Снятие и установка привода

Приведем последовательность действий для правого привода.

Штатным шестигранником "на 12" отворачиваем пробку в картере переднего моста и сливаем масло в предварительно подготовленную емкость (объем заправляемого в картер масла – 0,9 л), все масло сливать не обязательно, достаточно слить грамм 100-150, если не требуется замена масла. Закручиваем сливную пробку.

Ставим машину на передачу. Поддеваем мощной отверткой или зубилом (с молотком) колпак ступицы переднего колеса, снимаем его. Ослабляем ключом "на 27" ступичную гайку и колесные гайки. Поддомкрачиваем машину, ставим опору (треногу, чурку, бордюрный камень), чтобы машина не упала с домкрата на Вас. На Бога здесь не надеемся! Ваше здоровье в ваших руках!

Отворачиваем колесные гайки, снимаем колесо. Отворачиваем ступичную гайку, отворачиваем крепеж нижней шаровой опоры (три болта), подкладываем два колеса (чурку, бордюрный камень и т.п.) под рычаг, отводим поворотный кулак в сторону и вверх и вынимаем ШРУС из ступицы, достаем конусообразную шайбу, поддев ее отверткой с внешней стороны, отворачиваем нижний крепеж амортизатора, сжимаем амортизатор вверх

Отворачиваем ключом "на 13" три гайки крепления крышки подшипника к картеру редуктора. Сверху (со стороны капота) торцевым ключом "на 19" отворачиваем болт кронштейна, крепящего передний мост к кузову. Подступиться к нему будет несложно, если есть два больших удлинителя и карданчик, который обычно входит в комплект головок. Сборный ключ размещаем между брызговиком и приемной трубой. Болт ввернут в гайку, приваренную к кронштейну крепления переднего моста. Поэтому отворачиваем сверху. Поддев отверткой за специальный уступ на крышке подшипника, выдвигаем наружу хвостовик корпуса внутреннего шарнира вместе с подшипником. Сжав амортизатор, руками аккуратно вынимаем привод из редуктора и снимаем его с автомобиля.

С левой стороны выполняем те же операции, что и с правой стороны. Работа здесь будет проще: на левой стороне нет кронштейна крепления редуктора, а все три гайки крышки подшипника можно отвернуть даже рожковым ключом "на 13".

Сборку осуществляем в обратном порядке. Прокладку крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира рекомендуется заменить новой. В случае отсутствия новой прокладки, следует вырезать её из плотного картона.

Собираем все обратно: прикручиваем нижний крепеж амортизатора, вставляем ШРУС в ступицу, прикручиваем крепеж нижней шаровой опоры (три болта), закручиваем и регулируем ступичную гайку. Гайку рекомендуется ставить новую (внимание, в Ниве все ступичные гайки с правой резьбой). Ставим на место колесо, прикручиваем, убираем подставку, снимаем с домкрата, затягиваем гайки колеса (рекомендуется повторить затяжку гаек колеса после нескольких километров пробега).

У меня проблема была при установке шаровой. Пришлось треногу под рычаг сделать поменьше, поставить поближе к креплению шаровой и опустить машину. При более высокой треноге шаровая все время была выше рычага. Кстати, часто рекомендуют запастись крепежом шаровой, т.к. не всегда эти болты откручиваются.

Заливаем масло (0,9 л).

Масло можно не сливать, тогда прольется порядка 150 грамм, соответственно потом долить такое же масло до положенного уровня. Или слить только 150 грамм масла, а потом опять таки долить (лучше новое масло той же марки, что и было залито).

 

Разборка и сборка внешнего ШРУСа

Плоскогубцами с регулируемой шириной захвата сжимаем за специальные уступы хомут пыльника на гранате ШРУСа. Поддеваем отверткой его конец и разъединяем хомут. Аналогично снимаем хомут на валу привода, сдвигаем пыльник вместе с кожухом в сторону. Через выколотку из мягкого металла молотком сбиваем обойму с вала. Обойма на валу стопорится пружинным кольцом. Когда мы ее сбиваем, обойма утапливает кольцо в паз на валу (кольцо попадает внутрь обоймы), и обойма сходит с вала, оставаясь в гранате. Чтобы исключить заклинивание стопорного кольца, важно не допустить перекоса обоймы, правильно выбирая силу и направление удара. При сбивании имеет смысл закрепить вал привода в тисках. Снимаем с вала упорное кольцо, пыльник и кожух.

Отмечаем краской взаимное расположение обоймы, сепаратора и корпуса шарнира. Закрепляем наружный шарнир в тисках. Наклоняем обойму и сепаратор так, чтобы один шарик возможно полнее вышел из паза корпуса шарнира. Отверткой из мягкого металла выдавливаем шарик из сепаратора. Поворачиваем все детали так, чтобы рядом расположенный шарик занял такое же положение, вынимаем его из сепаратора. Так же вынимаем остальные шарики. Последовательность удаления шариков может быть другая - через один. Допускается несильное постукивание по обойме и сепаратору предметом, изготовленным из мягкого металла. Чрезмерное усилие при повороте сепаратора не допустимо, так как возможна блокировка шариков, что затруднит дальнейшую разборку.
Устанавливаем сепаратор с обоймой так, чтобы удлиненные отверстия сепаратора расположились против выступов корпуса шарнира, и вынимаем сепаратор в сборе с обоймой.
Вынимаем обойму из сепаратора, для чего один из выступов обоймы помещаем в удлиненное отверстие сепаратора и выкатываем обойму в сторону прямой кромки отверстия. Промываем все детали.

Собираем в обратной последовательности, смазав все детали смазкой ШРУС-4, обеспечивая совпадение меток. Кольцевая проточка на обойме под упорное кольцо должна быть сориентирована в сторону вала (то есть утонченной стороной от вала). Заполняем шарнир смазкой ШРУС-4 (60 см3).

Надеваем новый пыльник на вал. Насаживаем шарнир на вал и резко ударяем по концу вала. Стопорное кольцо сожмется и войдет внутрь обоймы. Натягиваем пыльник на гранату и надеваем два хомута (один на валу, другой на гранате).

После сборки возможно блокирование обоймы при качании вала, когда шарик не вращается. Это не является признаком некачественной сборки, так как такого блокирования не будет при вращении шарнира во время работы.

***

При разборке ШРУСа прежде, чем сбивать обойму с вала, надо (если нет помощника) обмотать ее тряпкой. Иначе, когда обойма слетит с вала, шарики могут выскочить и растеряться.

MishaL, 30.09.04. Оригинал.

 

 

Замена ШРУСа

Замена ШРУСа производится по методике, описанной в разделах посвященных замене соответствующих пыльников, только вместо промывки шарниров - устанавливаются новые, заполненные смазкой. Возможно пыльник уже дырявый. Имеет смысл заменить и его.

 

Ссылки по теме.

МЕНЯЕМ ЧЕХЛЫ НА ШРУСАХ ”НИВЫ”.

Суперчехлы для ШРУСов.

"Нива": меняем чехлы на ШРУСах.

ШРУС.

 

Ведущий раздела Alexey73 (Илюшев Алексей), 04.06.01.