NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Почему я все же ее купил или 4x4 – это диагноз
 Автор Непризванный гений

Дело было осенью 2003 года в уездном городе Рыбное Рязанской губернии. Мы со старыми приятелями сидели у одного из них и беседовали о делах мирских. В то время у меня был ВАЗ 21093. Машиной я был в принципе доволен, но чего - то в ней не хватало. А один из друзей был страстным поклонником Нивы. Почему был? Он им и остался! :о) В общем, зашел у нас спор о проходимости. Ну, я шутки ради, подковырнул его, что на зубиле проеду по полю не хуже его Нивы. Он разгорячился, предложил проверить. Сказано – сделано! 
Время час ночи, два полоумных драйвера и еще четверо болельщиков садятся в Ниву с девяткой и рулят на поле. Напомню, стояла осень, причем поздняя, поэтому в «чисто поле» мы не поехали, а ограничились грунтовкой, идущей через него. В общем, садился я всего 3 раза. Чем немало удивил владельца Нивы. Только на девятке это потребовало недюжинного мастерства и напряжения. А он ехал потихоньку, не напрягаясь, напрямую. Потом сдавал назад, чтобы выдернуть меня. Короче, полное фиаско потерпела зубила. Я прокатился на Ниве по той же дорожке. Мда…

Тут на меня нашло озарение! Я, наконец, то понял, чего не хватает девятому тазику – проходимости, непробиваемой подвески, высокой посадки! И главное – полного привода! Решение созрело быстро – продать зубилу, купить Ниву. С этих пор моим любимым местом в Интернете стала Нивская конференция. Средств на новую машину не было, поэтому подыскивался вариант б/у. После регулярного просмотра объявлений на auto.ru запала мне в душу одна машинка. Вроде бы ничего особенного: 1989 г. выпуска, пробег безобразно огромный – третий или четвертый круг одометра (точно не установлен), литые диски, сигнализация, двигун - 1.7 карб вполне живой, КПП-5. Состояние приличное. Хозяин внушает доверие (по роду занятий, в людях разбираюсь неплохо). Разум твердил: «Зачем тебе эта старая помойка? Ищи что-нибудь посвежее!» А сердце и душа кричали: «Твоё!!! Бери скорей!» В результате, не в силах больше им противиться, я приобрел сей агрегат 27 декабря 2003 г. за 35 тысяч рублей, что составляло на тот момент около 1200 долларов. Сразу же была куплена недорогая музыка (LG 1700 р., блины Prology назад 1040 р.), зеркала-лопухи 580 р. и ОСАГО 1188 р. (регистрация в районном центре, поэтому коэф. – 0.6). ТО прошел легально – в машинке все работало.

Надо сказать, что езжу я много. Так уж получается, что в месяц порядка 4-5 ккм накатываю. Прошел год. Пишу это произведение 02.01.05. На одометре прибавилось 50 ккм. Все расходы (кроме бензина) фиксировались. Теперь немного цифр. За это время было поменяно из расходников:

1) Масло 
а) в моторе 5 раз. Сначала лил полусинтетику ELF 10W40, потом залил Лукоил 15W40, так как машинка начала кушать маслице. После капиталки в декабре залил Mannol 10W40. Фильтры масляные всегда покупал FRAM. 
б) в трансмиссии – 1 раз. Залил Luxoil 85W90. Менял весной, по ГОСТу такое масло используется до -12 по Цельсию. Собираюсь поменять уже целый месяц, как только ударят морозы. А они все не ударяют… :о)

2) Фильтры топливные тонкой очистки – 5 раз, воздушные 2 раза.

3) Колодки: 
а) передние 2 раза. Первый раз ТИИР – 136 руб., второй БЕСТ – 120 руб. Обоими комплектами доволен вполне: не скрипучие, тормозят нормально, изнашиваются прогнозируемо. Второй комплект ныне стоит на машине, износ на данный момент не больше 30%.
б) задние 1 раз почти сразу, перед прохождением ТО. Поставил «Начало». Никаких нареканий. Когда последний раз подтягивал ручник, сказали, что скоро пора будет менять.

4) Ремень генератора 1 раз почти сразу. Купил какой-то импортный зубчатый. Он до сих пор, как новый.

5) Свечи 2 раза. Всегда Finwale 501. Впечатление хорошее, на 21093 тоже finwale ставил. По ощущениям лучше российских однозначно, чуть лучше Brisk’а и Beru (это из того, что я пробовал).

Теперь не расходники. Т. е. то, что могло бы вообще то и не ломаться…:о)

1) По двигателю (сюда же система питания, зажигания и охлаждения):
а) Провода ВВ «Тесла» силиконовые.
б) Коммутатор (как выяснилось, зря).
в) Бензонасос (как выяснилось, зря).
г) 2 раза промывка карба, замена иглы, замена прокладки под карбом.
д) Глушитель ижорский.
е) Помпа.
ж) Переборка двигателя (без расточки): кольца, распредвал, коленвал, клапана, направляющие, комплект звезд, цепь, поршня, прокладки, успокоитель, натяжитель и т. д. Соответственно, тосол тоже залили новый. Машинка кушала безобразно много масла – около 2 л на 1000 км. Компрессия в 4-м горшке была 4.5. В остальных от 8 до 11. Думали, прогорела перегородка поршня, оказалось клапан. 
з) Краник печки.
и) Трос подсоса. Старый был весь гнутый, заслонка до конца не открывалась и машина начала кушать по 18 л бензина на 100 км в городе. Продолжалось это два дня, после чего я не выдержал, отпросился с работы и начал разбираться с погнутым тросом.

2) По трансмиссии:
а) Сцепление в сборе Kraft Tech. Прошло уже около 35 ккм. Полет нормальный.
б) Вилку сцепления меняли 2 раза. Второй раз вместе со сцеплением.
в) 2 крестовины под замену + 3 раза шприцевание всех крестовин.
г) Замена всех пыльников ШРУСов с полной разборкой, промывкой и смазкой.
д) В результате активной езды по бездорожью вырвало крепления КПП с одной стороны. Пришлось сверлить насквозь днище и из салона прикручивать.
е) Рабочий цилиндр сцепления + трубка к нему (старая приржавела). Замена соответственно жидкости.
ж) Замена обоих полуосей в сборе.

3) По подвеске и рулевому управлению:
а) Внешние рулевые наконечники почти сразу после покупки.
б) Недавно поменял трапецию в сборе, так как почти все пыльники были рваные и два наконечника стучали.

4) По тормозной системе:
а) Вакуумный усилитель (как выяснилось, зря).
б) Правый задний тормозной цилиндр.

5) Прочее:
а) Сиденья передние иномарочные б/у. Старые все разломались, спинки были приварены в одном положении. 
б) Дворники Finwale. Нравится мне эта фирма. Вопреки мнению многих, ни разу не покупал некачественных товаров ее изготовления. При этом цены божеские. 
в) Бибикалка. После месяца стояния в гараже (уезжал в командировку) у старой отгнили клеммы. Надо было отсоединить АКБ перед отъездом.
г) Всякие проколы колес, камеры в колеса, переобувка и т. д.

Кстати, очень удачно мне досталась зимняя резина. Первую зиму я отъездил на всесезонной Каме 195х65х15. По дорогам я езжу намного чаще, чем по бездорожью, поэтому такая размерность меня устраивала. В октябре 2004 г. стал задумываться о покупке чего-нибудь на зиму, так как Кама уже почти износилась (она досталась от старого хозяина плюс мои 40 ккм). Тут один мой друг детства, не сильно обремененный финансовыми проблемами, решил на своем фольцвагене поменять Gislaved, который отходил 2 зимы, на Nokian. Размерность такая же, как у моей Камы 195х65х15. Что примечательно, все шипы у Гиславеда после двух сезонов были на месте! Умеют же буржуи делать! В общем, резина пришлась в пору для моей Нивки. Скажу я вам: какой же это кайф по зиме - полный привод плюс хорошая резина!

А теперь самое страшное! Настал момент подсчитать эксплуатационные расходы. Честно говоря, я сам ни разу еще этого не делал. В смысле записано то все, а вот просуммирую сейчас впервые... Итого получилось 37160 р. Часть работ делал сам или у хороших знакомых. А так бы получилось несколько больше.

Расходы на бензин посчитать тяжело, так как за 2004 год топливо сильно подорожало. Средний расход у моей Нивки 11 л на 100 км в смешанном цикле. Т. е. за 50 ккм сожжено 5500 л бензина. Если считать примерную цену 92-го за весь 2004 г 14 р., то получаем 77000 р.

В сумме за год эксплуатации и 50 ккм пробега Нива «скушала» из моего кармана 114 160 р.! Сумма немалая. Хотя, с другой стороны соотношение бензин/ремонт около 2. Я считаю, это нормально даже не для такой старой машины.

В общем, мой совет тем, кто хочет покупать Ниву и еще колеблется – покупайте! Не так она страшна в эксплуатации, как многие считают (особенно те, у кого Нивы никогда не было :о)). Все поломки предсказуемые. Конечно, денег она потребует больше, чем та же зубила. Тут и расход бензина 11-12 л против 7-9 л и запчастей поболее.

Прошу еще раз обратить внимание, что приобретенная машина 1989 г. и с огромным (по меркам Нивы) пробегом! Большинство нивоводов сочли бы такую покупку безумием. Однако, даже она меня не сильно разорила.

Зато какую Нива дает свободу передвижения! Даже на низкой и шоссейной резине позволяю себе иногда вылазки «по долинам и по взгорьям». Бывает, что настроение плохое, что-то не получается. Что делать? Вперед на природу! Находишь парочку средне-засадных мест, штурмуешь их вдоль и поперек. Пробуешь, как Нива проходит тот или иной участок с заблокированным дифференциалом. Ага, интересно, а с разблокированным пройдет? Не проходит? На середине подъема встает? Хорошо, хорошо, уже блокируем! Ха! А вот еще одно интересное болотце! Так, а что я там писал про плохое настроение? Уже забыл, что это такое…. Хм… Вы тоже забыли? Ну, вот и отлично!

На самом деле, как говорят, полным приводом надо заболеть. Лично я заболел. Отныне и всегда в моей семье будет, как минимум, одна полноприводная машина. Пусть это будет другой внедорожник – больше, мощнее; но моя старая Нивка, моя первая проводница в увлекательнейший мир российского бездорожья останется в моей памяти навсегда!

P. S. А может и не только в памяти останется? Избавляться-то я от нее пока не собираюсь! :о)

11.01.05.