NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Снова в школу - в школу Цыганкова
 Автор dzh

Я - полный автомобильный чайник. На момент написания этого бреда мой водительский стаж составляет 9 месяцев. Первый и (пока) любимый автомобиль - "Нива" 21214. Начало зимнего вождения ознаменовалось лично для меня торжественным въездом в сугроб на скорости около 40 км/ч по причине нежелания (неожиданного для меня) машинки тормозить перед поворотом. Печальных последствий не было, однако этот случай привел меня к выводам, что 1) зимой надо ездить на хорошей зимней резине и 2) зимой надо уметь ездить. Следствием первого вывода явилась покупка Bridgestone WD DM-01. Следствием второго - поступление на курсы высшего водительского мастерства профессора Э. С. Цыганкова. Причем подозревал я нечто подобное я еще осенью, поэтому на всякий случай записался в школу ЦВВМ еще в конце сентября. Но этот ледяной вальс окончательно убедил меня в необходимости расстаться с кровно нажитыми капиталами.

1. Что такое Центр Высшего Водительского Мастерства?
Ну, проще всего зайти на их сайт http://www.cvvm.ru и почитать. Если кратенько, то это организация, выросшая на базе кафедры авто-, мото- и велоспорта Академии физкультуры, имеющая более чем двадцатилетний опыт подготовки водителей-спортсменов и профессионалов и состоящая из преподавателей уровня профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук, а так же из водителей экстра класса. Первые учат, что и как надо делать, вторые показывают это на наглядных примерах.
Подготовка делится на этапы: теоретическая и тренажерная подготовка, зимняя и летняя автодромная практики, продвинутый курс. Сначала вам дают багаж теоретических знаний и учат правильно работать рулем и педалями, а потом на автодроме дают наработать навыки управления автомобилем в критических ситуациях. Возможны индивидуальные занятия, но я даже боюсь представить, сколько это стоит, учитывая, что их стандартные курсы стоят совсем не маленьких денег.
Справедливости ради должен заметить, что у их конкурентов из школ "Мастер-Пилот" и "Ауди-кватро" цены сопоставимые или даже несколько выше. Конкретные цены за те курсы, что я прошел: теория и тренажеры - $168 (пять рабочих дней вечером по 3 часа с 18-00), зимняя автодромная подготовка - $378 (пять рабочих дней, первый день - тренажеры 3 часа с 16-00, остальные дни - по 3 часа автодрома, две смены - с 9-30 и с 13-00).
Автодромная подготовка проходит на чистом льду (зимой) или на чистом же асфальте (летом). Естественно, на вашем собственном автомобиле - вы же именно им хотите научиться управлять, правда? Уровень безопасности достаточно высокий, так что о сохранности автомобиля можно почти не беспокоиться. Нагрузки, правда, на двигатель и трансмиссию недетские - так что решайте сами.

2. Некоторые особенности
Во-первых, записываться надо заранее. В конце сентября меня записали на теоретическую подготовку только на 14 января, а зимний автодром предложили только на конец зимы. Но! Есть варианты. Например, вы можете подойти в понедельник к 18-00 прямо в их помещение и сказать, что хотите пройти их курсы. Скорее всего, вам не откажут, и первое занятие вы даже сможете посетить бесплатно. Я был свидетелем такого развития событий. Дальше, мне самому удалось записаться на ледовый автодром прямо на следующую неделю, т.к. у двух участников сломались машины и они отказались от занятий. То есть все в ваших руках! Не стесняйтесь приехать в ЦВВМ и попробовать договориться. Они от денег не отказываются, насколько я понял... ;-)

3. Теоретическая и тренажерная подготовка
Занятия проходят (в общем случае) следующим образом: первый час профессор Цыганков лично докладывает слушателям теоретические аспекты контраварийной подготовки. Слушать интересно, полезные сведения для себя лично я почерпнул. Показывают и видео с соответствующими примерами.
Последующее время предназначено для развития навыков скоростного (и просто правильного) руления и, в меньшей степени, работы с педалями. На каждом столе закреплены по два комплекта свободно вращающегося руля и педалей. Я считаю эту тренировку также очень полезной. Для тех же, кто хочет пройти и автодромную подготовку - даже необходимой. Различные аспекты скоростного руления можно подробно рассмотреть в книге самого Цыганкова, но без практики это вам совершенно не поможет, ручаюсь! К тому же физическая нагрузка на тренажерах, я думаю, тоже никому не повредит. Например, как вам нравится непрерывное шестиминутное руление в достаточно высоком темпе? Мне, лично, мало не показалось! :-)
Также регулярно вам придется проходить тесты на скорость руления. Могу сказать, что мой первый результат основного теста (руление двумя руками, 10 циклов туда-обратно, 3.5 оборота от упора до упора) был 41 секунда, последний (на финише подготовки) - 26 секунд (я не был лучшим в группе ;-).
Как нам было сказано, в свое время норматив для мастера спорта по ралли был 28 секунд (сейчас - 18), так что было приятно уложиться в этот норматив. (Не уложилось, кстати, всего несколько человек, но все радикально улучшили свое время). Ну и, конечно, немаловажно, что не только скорость была высокой, но и способ руления был правильным.
В заключение подготовки нам также была прочитана представителем ГУ ГИБДД лекция по некоторым особенностям законодательства РФ. Некоторые моменты были сюрпризом. Например, все, наверное, знают, что если (не дай бог!) вы сбили пешехода, но при этом не нарушили ПДД, то к уголовной и административной ответственности вас не привлекут. Но вот все ли знают, что гражданской ответственности вам в этом случае не избежать? Как сказал лектор, "Если вы насмерть сбили человека, то, по крайней мере, похоронить вам его за свой счет придется.". Вот так вот...

4. Зимняя автодромная подготовка
В первый день вам объясняют то, чем вы будете заниматься на автодроме, рассказывают теорию, правила безопасности. На тренажерах вы отрабатываете свои действия для конкретных упражнений. Чему учат на автодроме? Как себя вести на льду. Вы научитесь проходить повороты, бросать свой автомобиль в занос (в том числе и ритмический) и выходить из него, экстренно разгоняться и тормозить, поворачивать на различные углы различными способами... Вас научат делать "полицейский" разворот и повороты на 180 и 360 градусов. Для полного привода существуют специфические упражнения, такие как "волчок" (вращение вокруг вертикальной оси, проходящей через крышу автомобиля, т. е. на одном месте) и "управляемое скольжение". Вам понравится, я ручаюсь! :-) Мне повезло, что в моей группе оказалось большинство полноприводных автомобилей, поэтому нашему приводу уделялось много внимания. Вам может так не повезти, поэтому имеет смысл позаботиться об этом заранее (например, при выборе группы). Напоминаю, что занятия ведутся в две смены - утреннюю и дневную. Утренняя, как мне кажется, предпочтительнее. Например, можно попробовать подъехать до начала занятий и покрутиться на льду вволю! ;-) Перед началом занятий вам выдадут номера, которые вы наклеете на стекла своих автомобилей, чтобы вас можно было идентифицировать. Также вам выдадут СВ-радиоприемники, чтобы инструкторы могли вами управлять по рации. Перед каждым упражнением вам расскажут, что и как нужно делать (учитывая особенности каждого привода) и покажут на собственном примере. В процессе выполнения упражнения ваши действия будут комментировать, на ошибки - указывать. Но! Надо помнить, что за рулем сидите все-таки вы и достаточно критично относиться к рекомендациям инструкторов. Например, наша машинка, чего уж там скрывать, обладает далеко не самым мощным двигателем. Поэтому в некоторых случаях надо учитывать эту особенность. Я, например, при развороте газом придерживался чуть большей скорости, чем рекомендовали инструкторы, иначе мощности двигателя просто не хватало для того, чтобы развернуть машину. Но это все индивидуально. Не стесняйтесь напоминать о себе и задавать вопросы. Помните, что вы заплатили немалые деньги и должны получить за это по максимуму! :-)

5. Летняя автодромная подготовка
Не знаю, я там не был. Но, по рассказам инструкторов, там учат управлять машиной уже на довольно таки приличной скорости (километров 50 в час), делать переставки, "змейку" и т. п. Если позволят финансы, обязательно попробую и этот курс.

6. Выводы
Очень, очень интересно и полезно! Только слишком быстро и дороговато (единственные минусы с моей точки зрения). Мне эти курсы дали достаточно много. Например, я изменил свою посадку в автомобиле. Стал работать рулем по-другому. На обледенелой дороге я чувствую себя более уверенно, но в то же время, вспоминая, как меня вращало на автодроме, я избегаю рисковать и еду куда более осторожно, чем ездил до посещения курсов. 
Еще один момент: хочется поехать и покрутиться на льду! Раньше не хотелось... :-) Впечатления от выполнения "полицейского" разворота - незабываемые! Куда там аттракционам в парке Горького. А зрелище вращающегося "волчком" TLC-80 до сих пор периодически встает перед глазами! :-) 
Короче, если есть деньги - сходите на эти курсы, не пожалеете. Если деньги последние - лучше не стоит, вам покажется, что вам чего-то не додали. Можете просто съездить посмотреть в будний день на автодром (пос. Восточный, 4 км от МКАД по Щелковскому шоссе, на втором светофоре от МКАД направо, далее до упора прямо (упретесь в бетонный забор), налево 50 м, направо - и вы у ворот стадиона. Буквально сегодня меня (как прошедшего зимнюю автодромную практику) пригласили поучаствовать в их соревнованиях на этом автодроме 24 февраля (2002 года). Не знаю, буду ли я участвовать, но посмотреть, наверное, имеет смысл.

dzh, 15.02.02.