NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Устойчивость на зимней дороге
 Авторы Бульдог 4х4 и ALER

Интересный вопрос возник в конференции: "А что будет, если поставить на зиму шипованную резину на заднюю ось?" Неудачная идея, многие об этом знают. Но дальше становилось все интереснее и интереснее. "Нельзя!!! Убьесся!!!" кричали вопрошающему, при этом не замечая, что предпосылка к этому вопросу вполне резонная - ощущения конкретного водителя на конкретной машине: "Почему-то такое чувство, что зад мотает вокруг оси где-то посередине мотора. То есть передние колеса вроде как ни при чем". То есть в данном случае речь идет о курсовой устойчивости. 

Да, при короткой базе Нивы говорить об этой устойчивости сложно, особенно, если в подвеску автомобиля давно никто не заглядывал и не знает, в каком состоянии находятся ее элементы. Но мы не станем говорить о разбитых сайлент-блоках и оторванных "костях", а представим себе поведение на дороге автомобиля с идеально собранной и отрегулированной подвеской.

Почему же "мотает зад вокруг оси"? Да потому, что в силу особенностей задней подвески Нивы поперечные перемещения заднего моста составляют от 30 и более миллиметров. Много это или мало, решать вам, но этого вполне достаточно, чтобы размотать зад из стороны в сторону на незначительной кочке, ямке в асфальте, выбоине во льду. А добавим к этому нашу славную короткую базу и получим неутешительный результат.

Честно говоря, когда мне рассказывают, что зимой на ниве, пусть даже по МКАДу или другой автомагистрали, "валят 140, а с горки еще быстрее", я вежливо умолкаю, потому как передо мной либо ас либо самоубийца. На такой скорости серийный автомобиль ВАЗ-21213 управляется отвратительно, и любая ошибка может привести к плачевному исходу. И причиной становятся те самые перемещения задней подвески. Машину разматывает из стороны в сторону и на меньшей скорости, и постепенно незначительные колебания приобретают такую амплитуду, с которой трудно справиться даже очень опытному водителю. И все это только при движении по прямой. Как с этим бороться? Достаточно научиться ездить зимой чуть менее агрессивно, и чуть больше работать рулем на скользкой дороге.

Работа рулем заключается в "компенсационном рулении". Мягкими короткими движениями руля добиться движения машины ровно по прямой, не позволяя "размотаться". Ну и еще рекомендую почаще осматривать состояние всяких резиночек-втулочек-болтиков подвески и амортизаторов.

Удачи!

30.10.03.

Добавление от Ведущего FAQ.

В начале зимы 1999-2000 года PIPE вытащил меня и Митяя на только что замерзший Гребной канал. Тогда еще не было плаката, мол, съезд на лед запрешен, и штраф 100 рублей. Не было и секьюрити в зеленых телогрейках, которые за эти 100 рублей пускали на лед.  Но и лед не был расчищен, как в последующие годы.

На ровном льду, припорошенном примерно 4-сантиметровым свежим снегом, мы долго гоняли по всему каналу. Как-то так получилось, что увлеклись именно резонансными заносами: сугробов по бокам не было, поставить машинку на уши, если держаться середины канала, риска тоже не было. Раскачивая руль, мы провоцировали этот резонансный занос и учились из него выходить. Оказалось, что это не так сложно, если быть к нему готовым: нужно прибавлять газ и рулить "по убывающей", т. е. поворачивать руль на меньший угол, чем хотелось бы. За два-три аккуратных качка рулем машина возвращалась на прямой курс. Эффективнее подавлять резонансный занос получалось при оборотах побольше, т. е. в КПП нужно включать передачу пониже.

Через несколько месяцев мне этот опыт пригодился. В апреле неожиданно выпал снег, а мне нужно было ехать в Тулу. После МКАД шоссе выглядело так: на правой половине снег посыпали песком с солью, колеса раскатали его в слякоть, получился просто мокрый асфальт. Левая половина - чистый белый снег толщиной примерно 4-5 см. Поняв, что при обгоне неизбежно придется выходить на левую, заснеженную половину, я специально выехал на нее и стал разгоняться, включив 4-ю передачу. Резонансный занос возник на 110 км/час и был задавлен прибавлением газа и рулением по убывающей - как в начале зимы на Гребном канале.

Где-то уже в Тульской области, мне пришлось обгонять Москвич-"каблук". Я заранее переключился на 4-ю передачу и вышел на эту снежную целину. А водиле "каблука" не понравилось, что его обгоняют - и он, зараза, прибавил газу. Пришлось и мне прибавить,  причем скорость достигла пороговых 110 км/час и занос не заставил себя ждать. Я был к нему готов, быстро подавил резонанс "компенсационным рулением" и, обогнав "каблук", вернулся на правую полосу.

Еще раз этот опыт пригодился мне на судействе ралли ГранПри www.auto.ru в начале зимы 2002 года. Двумя машинами мы ехали по судейской легенде по Новорижскому шоссе. Поскольку я плохо знаю это направление, легенду взяли наши партнеры по судейской бригаде - три девушки на Крайслере-Неоне (одна из них - известная авторушница Duck). Из-за ошибки в легенде мы промащнулись на 20-30 км. Когда это выяснилось, я забрал легенду, отдал ее жене вместе с атласом Подмосковья и пошел лидером. А трасса была примерно такая же: снежная слякоть справа и девственный снег слева. Шел на 130 км/час неоднократно "ловил" резонансный занос при обгонах, но мы прибыли "на точку" за пять минут до приезда открывающего. Девицы на Крайслере сказали, что они и не предполагали, что Нива может так быстро ездить:-)

Надеюсь мой опыт пригодится. Самое главное - нарабатывайте собственный опыт, тренируйтесь, создавайте - в безопасных местах - ситуации, которые могут возникнуть на дороге. И - удачи!

ALER.

30.10.03.