NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Руководство для покупателя подержанного автомобиля
 Подготовил и доработал Sergo4x4

От Ведущего FAQ. Настоящий материал поможет покупателю б/у автомашины любой марки. Подготовивший текст  Sergo4x4 учел в нем и специфику Нивы.



В данном материале мы приводим исчерпывающую информацию, касающуюся проверки приглянувшейся подержанной машины, и она поможет вам по-настоящему и всесторонне оценить автомобиль, который вы собрались покупать. Хоть вам могут и не понадобиться все из приведенных советов, советуем внимательно и полностью изучить эту информацию, прежде чем вы "спустите" свои с трудом заработанные деньги на облюбованную "красавицу".
ЧАСТЬ 1. ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК МЕХАНИКИ АВТОМОБИЛЯ

Прежде чем отправляться на "смотрины" приглянувшегося автомобиля, распечатайте эти советы, вырежьте и прикрепите к распечатке скрепкой объявление о продаже.

Прибыв на осмотр, присмотритесь к владельцу автомобиля и прислушайтесь к внутреннему голосу.

Задайте владельцу следующие вопросы, которые помогут вам выяснить историю машины, ее состояние и укомплектованность:
1) Можете ли вы описать автомобиль и его состояние?
2) Хорошо ли ездит автомобиль?
3) В каком состоянии кузов и его лакокрасочное покрытие, нет ли ржавчины? Как обстоят дела с салоном, шинами, двигателем, тормозами и амортизаторами?
4) Имеется ли в автомобиле режим "овердрайв" или турбонаддув? Работает ли он? (этого пока на Ниве нет или очень-очень редко)
5) Какие особенности или дополнительное оборудование (либо тюнинг) имеет данная машина?
6) Какова причина продажи?
7) В течение какого времени вы владеете автомобилем и как давно продаете его?
8) Зарегистрирован ли автомобиль в ГАИ, растаможен?
9) Если машины в данном месте нет, то где она находится (либо откуда ее придется забирать)?
10) Каков пробег автомобиля?
11) Какие у вас были проблемы или неисправности с машиной?
12) Была ли машина в аварии?
13) В каком виде обслуживания или ремонта нуждается автомобиль в настоящее время?
14) И наконец, сколько вы хотите за нее?

Вопросы, которые вы должны задать себе:
Зачем я покупаю эту машину? Что я собираюсь с ней делать? Буду ли я использовать машину для регулярных поездок? Возможны ли качественный сервис и ремонт машины в местности, где я живу? Буду ли я эксплуатировать автомобиль круглый год или только летом? Хочу ли я больше возиться с машиной, чем ездить на ней? В состоянии ли я отдать дополнительные деньги за машину потому, что кто-то довел ее "до кондиции" до меня? Какова максимальная сумма, которую я готов выложить за данный автомобиль? Какова минимальная сумма, которую я считаю "достаточной" за этот автомобиль?

Первоначальные советы
1. По возможности прочитайте все пособия по покупке подержанных автомобилей, которые сможете найти в своей библиотеке и у друзей. В них содержится полезная информация и предостережения, которые охватывают значительно больший круг вопросов, чем данная статья. Также внимательно изучите советы, приведенные в ней.
2. Всегда проверяйте (покупайте) машину днем в хорошую погоду и никогда - вечером, ночью или в дождь.
3. Используйте чистый кусок картона или газеты для обнаружения утечек эксплуатационных жидкостей из агрегатов автомобиля. Для проверки картон или газету нужно подложить под моторный отсек и коробку передач (после проведения пробной поездки).
4. Потребуйте у владельца все документы на автомобиль.
5. Желательно, чтобы на покупаемой машине имелся талон о прохождении техосмотра, причем по крайней мере на год вперед. В противном случае вам придется пройти техосмотр самостоятельно. (В настоящее время при смене собственника пройденный техосмотр продолжает действовать, ГИБДД просто обязано выдать новый талон ТО).
6. Проверьте выхлоп машины:
- черный дым свидетельствует о наличии в отработавших газах несгоревшего топлива. Возможно, это является следствием износившихся, поврежденных или плохо отрегулированных клапанов;
- голубой дым - результат сгорания масла; если он возникает при "газовании", то это, возможно, является следствием изношенности поршневых колец, а если при "сбросе газа" - то, возможно, следствием износа или повреждения седел или направляющих втулок клапанов;
- белый дым свидетельствует о попадании в камеры сгорания охлаждающей жидкости. Вероятнее всего, что повреждена прокладка головки блока цилиндров либо покоробилась или потрескалась головка или сам блок.

Что вам необходимо взять с собой, идя на "смотрины"
Обязательно: циничного друга с техническим складом ума, стандартный комплект автомобильных инструментов (набор ключей, отверток, наконечников к ним и т. п.), вольтметр, компрессометр для проверки компрессии в цилиндрах (имейте в виду, что для бензиновых и дизельных автомобилей они разные), манометр для проверки давления в шинах, карманный фонарик, магнит, два различных наконечника для свечей зажигания, смазку в аэрозольном баллончике, несколько небольших кусков (или один большой) чистой сухой ветоши, ручку и фломастер-маркер (для подчеркивания нужных пунктов в нижеприведенном проверочном списке), немного денег и водительское удостоверение на право вождения автомобиля данной категории.
Необязательно: буксировочный шнур, аэрозоль для облегчения запуска двигателя, кабели для запуска двигателя от внешнего аккумулятора, стробоскоп, упоры под колеса, домкрат, зеркальце, спецодежду, топливо (бензин или дизельное топливо - в зависимости от того, какого типа двигатель в покупаемой машине), масло, электрические провода, пособия по ремонту, предохранители, калькулятор.

Дополнительные вопросы, которые необходимо выяснить перед проведением проверки автомобиля
Первый владелец машины: ________________
Имена, фамилии и телефоны предыдущих владельцев (если есть): ________________
Записи о проведенных техобслуживаниях (если есть): ________________
Имя, фамилия и телефон механика, проводившего техобслуживание (если есть): ________________
Пробег автомобиля (по спидометру) на момент проведения осмотра: ________________
Записи о проведенных ремонтах или о запасе хода по топливу (если есть):________________
Периодичность замены масла: ________________
Тип залитого масла: ________________
"Возраст" шин, установленных на автомобиле: ________________
"Возраст" аккумулятора, установленного на автомобиле: ________________
Проходил ли автомобиль проверку на токсичность отработавших газов (т.е. на содержание СО): ________________
Где проводилась эта проверка: ________________
Был ли проведен на машине какой-либо кузовной ремонт: ________________
Если был, то в связи с чем: ________________
Остались ли после этого какие-либо документы (например счета, квитанции): ________________
Проводились ли недавно какие-либо ремонтные работы на автомобиле:________________
Если да, то на каких частях (агрегатах):  ________________
Остались ли после этого какие-либо документы (например счета, квитанции): ________________
Какие остались после этого недоделки (если да, то какие):________________
Имеются ли недостающие части на машине: ________________
Есть ли у вас запасные части или колеса для данного автомобиля:________________
Какие части (из установленных на автомобиле) новые, а какие бывшие в эксплуатации:  ________________
Остались ли после установки этих частей какие-либо документы (например счета, квитанции):  ________________
Использовался ли автомобиль в качестве буксирующего:  ________________
Был ли он когда-либо поврежден, угнан, ударен или перевернут, горел ли:________________
Где автомобиль чаще всего эксплуатировался (на шоссе или в городских условиях):  ________________
Являются ли двигатель, трансмиссия, рулевое управление и дифференциал оригинальными:  ________________
Если нет, то почему:  ________________
Происхождение и документы на замененные части (если есть):________________
Имеются ли у вас какие-либо книги о данной машине или ее двигателе (руководства по ремонту, эксплуатации, описания или историческая литература, каталог запчастей и т.п.). Если есть, то какие:________________
Участвовал ли автомобиль в гонках:  ________________
Есть ли в комплекте с машиной какие-либо инструменты:  ________________
Знаете ли вы места, где можно приобрести запчасти или оригинальные детали к данному автомобилю:  ________________


 

ЧАСТЬ 2. ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭКСТЕРЬЕРА И ИНТЕРЬЕРА (БЕЗ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ)

Проверьте, имеются ли следующие данные:
Данные о владельце (регистрационные): ________________
Модель и год выпуска автомобиля в документах: ________________
Модель и год выпуска автомобиля на автомобиле: ________________
Идентификационный номер (VIN) в документах: ________________
Идентификационный номер (VIN) на автомобиле: ________________
Пробег в документах: ________________
Пробег на спидометре: ________________
Цена в документах: ________________
Запрашиваемая цена: ________________
Рыночная цена: ________________

Ответьте - ДА/НЕТ
Готовность автомобиля к продаже
Документы готовы для передачи (т.е. не находится ли машина в залоге)?
Соответствуют ли номера на кузове номерам в документах?
Подходят ли номера на кузове для регистрации (не перебиты)?
Зарегистрирован ли автомобиль в ГАИ? Есть ли номера?

Экстерьер
Есть ли ржавчина или дыры по краям дверей и под дверями?
Есть ли усталость или дыры на металле дверей или дверных петлях?
Легко ли открываются/закрываются двери и капот?
Есть ли явные поломки?
Фары или фонари поцарапаны или поломаны?
Регулируются ли сиденья?
Бамперы отсутствуют, дребезжат, корродированы?
В порядке ли лакокрасочное покрытие? Нет ли отличия в оттенке на панелях или потрескавшейся краски?
Элементы отделки и колпаки колес отсутствуют или корродированы?
Кузов недавно перекрашен или лакокрасочный слой "рябистый"?
Ржавчина на крыльях или порогах?
Проверьте состояние резиновых деталей и прокладок. Не потрескались ли?
Проверьте, в порядке ли топливный бак и заливная горловина. Нет ли на них ржавчины или заплат?
Хорошо ли подогнаны и не стучат ли двери и капот?
Есть ли в комплекте домкрат и запасное колесо? Они в нормальном состоянии?
Проверьте шины: в хорошем ли состоянии протектор, нет ли выступов, трещин. Все ли шины одной фирмы и модели?
Посмотрите, в каком состоянии колесные диски: нет ли повреждений, ржавчины, трещин? Все ли они одинаковы?
Днище кузова в порядке?
Есть ли выбоины, погнутости или сварочные швы на отдельных деталях? Откуда они взялись?
Есть ли ржавчина на днище или в центральном тоннеле?
Есть ли ржавчина с внутренней части колес?
Есть ли канавки (царапины) на тормозных дисках или фрикционных накладках, какие-либо потеки на них?
Попробуйте повращать и понажимать на полуоси. Нет ли люфта или потеков смазки? В порядке ли рычаги подвески?
Проверьте, в порядке ли шарниры равных угловых скоростей и их чехлы?
Визуально проверьте все амортизаторы и пружины подвесок. Нет ли утечек масла из амортизаторов?
Выхлопная труба (трубы), глушитель и приемные трубы оригинальные и не имеют признаков ремонта?
Проверьте цвет выхлопной трубы. Если он серый, значит, труба в порядке, если она покрыта сажей, замаслена или грязная - не в порядке.
Что-либо провисает, скручено или оголено?
Не видно ли каких-нибудь изменений, внесенных в оригинальную конструкцию подвесок?

Моторный отсек (подкапотное пространство)
Что-нибудь поломано, поцарапано или протекает?
Чистый ли двигатель? Нет ли коррозии?
Перегревался ли он (вздутая краска)?
Проверьте уровни эксплуатационных жидкостей (масла, охлаждающей жидкости и т.д.).
Проверьте состояние эксплуатационных жидкостей с помощью фонарика.
Нет ли люфта у шкива коленчатого вала?
Нет ли люфта у других шкивов?
Радиатор корродирован, а шланги системы охлаждения потрескались?
Проверьте охлаждающую жидкость: проведите пальцем изнутри по горловине радиатора, чтобы убедиться, что в  жидкости нет масла.
Шланги отопителя затвердели, потрескались или имеют заплаты?
Вакуумные шланги затвердели, засорены, потрескались или отсутствуют?
Система выпуска фирменная и в рабочем состоянии?
Катализатор отработавших газов фирменный и в рабочем состоянии (если есть)?
Распределитель зажигания, его крышка, бегунок и контакты в порядке?
Внешний вид жгутов электрических проводов? Что-нибудь обмотано изолентой?
Откройте блок предохранителей. Нет ли отсутствующих предохранителей? Есть ли какие-нибудь обрезанные провода?
Имеются ли какие-нибудь изменения, "самостийно" внесенные в конструкцию двигателя?
Отсоедините провод "массы" от аккумулятора, проверьте отсутствие коротких замыканий.
Проверьте полярность напряжения: что является "массой" - "плюс" или "минус"?
Проверьте напряжение в бортовой электросети. Оно составляет _________ вольт.
Узнайте время эксплуатации аккумулятора и его напряжение: ______ месяцев, ______ вольт.

Интерьер и электрооборудование
Что-нибудь сломано, порвано или имеет заплаты?
В нормальном ли состоянии коврики и поверхность пола под ними?
Есть ли ржавчина, вода или гниль под ковриками?
Имеются ли обрезанные провода под панелью приборов?
Сиденья грязные или с порванной обивкой?
Регулируются ли оба сиденья? Имеется ли подогрев сидений и работает ли он?
Панель приборов потрескалась?
Ветровое стекло с трещинами, сколами, царапинами?
Все ли окна открываются и закрываются, не имеют трещин?
Все зеркала заднего вида присутствуют и регулируются?
Есть ли люфт у рулевого колеса и если есть, то какой?
Хорошо ли (мягко) нажимается педаль тормоза?
Хорошо ли (плавно) нажимается педаль сцепления?
Все ли приборы и указатели на приборной панели работают? Если есть магнитола или радиоприемник, то работает ли он?
Работают ли фары (ближний/дальний свет)? Их рассеиватели в порядке?
Работают ли задние и боковые фонари? Их рассеиватели в порядке?
Работают ли фонари стоп-сигнала? Их рассеиватели в порядке?
Работают ли указатели поворотов? Их рассеиватели не разбиты?
Нормально ли работают стеклоочистители и стеклоомыватели?
Работают ли отопитель ("печка"), обогреватель заднего стекла, разъем на передней панели для подключения внешних энергопотребителей (прикуриватель), вентилятор?
В каком состоянии элементы безопасности (ремни, звуковой сигнал)?



ЧАСТЬ 3. ЗАПУСК И ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ, ПРОБНАЯ ПОЕЗДКА
Включите зажигание, но не запускайте двигатель:
Должна загореться контрольная лампа аварийного давления масла. Загорелась?
Должна загореться контрольная лампа ручного тормоза. Загорелась?
Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Самостоятельно запустите двигатель:
Должна погаснуть контрольная лампа работы генератора. Погасла?
Работают ли все приборы освещения и световой сигнализации (основные и противотуманные фары, все фонари (задние, боковые, фонари освещения багажника и номерного знака), плафоны внутри салона и т. д.)?
Все ли инструменты, входящие в комплект автомобиля, находятся в рабочем состоянии?
Хорошо ли запускается холодный двигатель?
Плавно ли работает холодный (непрогретый) двигатель?
Выжмите несколько раз педаль сцепления. Слышны какие-либо шумы?
Проверьте давление масла. Оно составляет __________ на холостом ходу и _________ при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.
Проверьте напряжение в бортовой электросети. Оно составляет _______ вольт на холостом ходу и _______ вольт при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.
Какие-либо посторонние шумы примешиваются к шуму работы холодного двигателя?
Есть ли посторонние шумы при работе системы выпуска?
Проверьте соединение выпускного коллектора с двигателем, а приемных труб - с выпускным коллектором. Нет ли шипящих звуков утечки отработавших газов?
Заглушите двигатель и попробуйте снова запустить. Запускается нормально? Запустите его и оставьте работать.
Проверьте землю под автомобилем. Есть ли следы утечек каких-либо жидкостей?
Если у вас есть топливо, залейте и посмотрите, правильно ли работает указатель его уровня на панели приборов?
Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Пробная поездка (30-40 минут)
Прежде всего проверьте работу рабочей и стояночной тормозных систем.
Расслабьтесь и проедьте некоторое время, чтобы приспособиться к управлению.
Как идет машина? Мягко или жестко?
Есть ли какие-либо необычные шумы или вибрации при работе двигателя?
Слышен ли шум работы шестерен?
Включается и работает ли задний ход? Горят ли при этом фонари заднего хода?
Легко ли и плавно переключается рычаг переключения передач во все положения?
Легко ли и плавно переключаются рычаги на раздатке во все положения?
Слышны ли какие-либо посторонние шумы, треск, грохот или дребезжание?
Сцепление включается/выключается плавно? Не пробуксовывает при движении в гору?
Нормально ли работает стояночный тормоз? Включите его и попробуйте начать движение. Держит автомобиль?
Нормально ли работает двигатель на низких оборотах?
Хорошо ли затормаживается автомобиль педалью тормоза на скорости около 80 км/ч?
Эффективно ли работают тормоза при длительном торможении? "Держат" до конца?
Выполните пару полных поворотов (на 360 градусов) в каждую сторону. Возникают ли при этом какие-либо шумы?
Плавно ли разгоняется машина с места?
Имеет ли место при разгоне некоторая "задумчивость" автомобиля?
Может ли двигатель "выкладываться" на полную мощность? Произведите проверку на холмистой местности.
Какова температура двигателя во время проверок? Слишком высокая или слишком низкая?
Проедьте рядом с длинной стеной. Слышны какие-либо необычные звуки?
Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при ускорении?
Возникают ли какие-либо шумы или вибрации на крутом спуске?
Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при снижении скорости (торможении двигателем)?
Возникают ли какие-либо шумы или вибрации при торможении?
Легко или туго работает рулевое управление? Попробуйте припарковаться.
Нормально ли управляется автомобиль при наезде на небольшие препятствия, при поворотах?
Хорошо ли работает гидроусилитель (если есть)?
В движении уберите руки с руля. Выдерживает ли автомобиль заданное направление?
В движении уберите руки с руля и притормозите. Выдерживает ли автомобиль заданное направление?
Еще раз проверьте работу тормозов. Не чувствуется ли пульсации, залипания, постороннего шума?
Вам все еще удобно ехать? Нет никакого дискомфорта?
Нормально ли работают отопитель, обогреватель заднего стекла и прикуриватель?
Все ли приборы (на панели приборов и осветительные) по-прежнему работают?
Остановитесь и оставьте двигатель работать некоторое время на холостом ходу. Остается ли температура охлаждающей жидкости стабильной или значительно меняется?
Чувствуется ли в салоне запах отработавших газов, топлива или охлаждающей жидкости?
Заглушите двигатель, выйдите из машины и проверьте землю под ней на отсутствие утечек.
Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Попросите вашего друга выйти из машины и понаблюдать за нею в движении:
Выдерживает ли автомобиль траекторию движения?
Не дымит ли?
Автомобиль не раскачивается, не "виляет", не шумит?
Общее впечатление?
Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?

Окончательные проверки
Откройте капот. Видите или слышите что-нибудь необычное (хороший вопрос, да?)?
Не кажется ли двигатель перегретым (слишком горячим)?
Проверьте отсутствие утечек эксплуатационных жидкостей (масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, топлива) из двигателя, коробки передач, раздатки, дифференциала и других систем после выключения двигателя?
Проверьте маслозаливную горловину двигателя и масломерный щуп на отсутствие водяных следов. Если вода  присутствует, масло становится более светлым или пузырится на вынутом щупе.
Проведите проверку компрессии в цилиндрах двигателя с помощью компрессометра, предварительно отсоединив катушку зажигания (в бензиновых двигателях) и вывернув все свечи.
Сухие свечи: 1____ 2____ 3____ 4____
Замасленные свечи: 1____ 2____ 3____ 4____
Проверьте состояние свечей. Нормальные? С выгоревшим электродом? Замасленные? Загрязненные?
Попробуйте запустить прогретый двигатель. Легко ли запускается?


Если большинство (около 85%) вышеуказанных проверок дали положительные результаты, то это свидетельствует либо об исправности основных систем, либо о хорошо проведенном ремонте. Можете смело покупать эту машину. Если в вашей таблице большинство пунктов оказалось помечено в столбце "Не в порядке", подумайте, что вам нравится больше: сидеть за рулем или лежать под машиной?

(c)1998    "Автобизнес - Weekly" и некоторые мои исправления и замечания.

Sergo4x4.