NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Помпа
 Ведущий раздела Alexey73

Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем привода генератора. Корпус и крышка насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике, который стопорится винтом, установлен валик. Подшипник двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой Литол-24 при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик с одной стороны напрессована чугунная крыльчатка, а с другой - ступица шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной сальника через резиновую манжету. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку насоса. 

 

Диагностика

Один из шагов при диагностике - определение на ощупь люфта в подшипнике помпы. 
Уж если на то пошло - при разрушении шарикоподшипника (будь то питтинг или разрушение сепаратора) никаким натяжением ремня (изменением боковой нагрузки на вал, вращающийся в этом подшипнике) ликвидировать звук не удастся.

Leo2131, 04.12.00. Оригинал.

Иногда за шум помпы принимают:
- визг плохо натянутого ремня генератора (иногда он похож на металлический скрежет), особенно сильно проявляется в мокрую погоду; проверяется включением всей электрики в машине: если шум усиливается, то необходимо подтянуть ремень; лечение: натянуть ремень;
- скрежет шкива коленвала о грязезащитный брызговик (иногда, на кочках, он задирается вверх; лечение: выгнуть обратно).

Снятие и установка

Обычно снятие всей помпы не требуется. Меняется или ремонтируется только крышка помпы в сборе с валиком, подшипником, крыльчаткой и ступицей.
Сливаем тосол из блока цилиндров и радиатора. Отворачиваем гайку натяжения ремня, отворачиваем гайку крепления натяжной планки к крышке помпы, снимаем планку. Ослабляем ремень генератора (может потребоваться ослабить нижнюю гайку крепления генератора). Чтобы не порезаться об острые ребра радиатора, имеет смысл занавесить радиатор газетами. Отворачиваем две гайки крепления нижней половины кожуха вентилятора, снимаем нижнюю половину кожуха. Отворачиваем болт крепления верхней половины кожуха вентилятора к кронштейну на помпе, снимаем верхнюю половину кожуха. Отворачиваем три болта крепления крыльчатки вентилятора и снимаем крыльчатку, шкив привода помпы. Отворачиваем 4 болта крепления крышки помпы к корпусу помпы, снимаем кронштейн крепления кожуха вентилятора и вынимаем крышку помпы.

Сборка производится в обратной последовательности. Прокладку надо ставить новую. Имеет смысл прокладку посадить на герметик. Следует обратить внимание на то, что в кожухе вентилятора имеется паз, которым кожух насаживается на кронштейн крепления кожуха вентилятора. Не забудьте натянуть ремень, долить тосол, выгнать пробки.

 

Ремонт или замена

Обычно помпа не ремонтируется, меняется крышка помпы в сборе с валиком, подшипником, крыльчаткой и ступицей.
Последовательность ремонта такова. Снимаем крыльчатку с валика, снимаем ступицу с валика, выворачиваем стопорный винт и вынимаем подшипник с валиком насоса. Усилие выпрессовки надо прикладывать к наружной обойме подшипника (особенно если он еще живой, например при замене только сальника). Удаляем сальник из крышки.
Проверяем осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечается значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре заменяем подшипник в сборе с валиком на новые.

Сборка производится в следующем порядке. Устанавливаем оправкой сальник в крышку, не допуская перекоса, запрессовываем подшипник с валиком так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса. Усилие запрессовки должно действовать на наружное кольцо подшипника. Заворачиваем стопорный винт подшипника и зачеканиваем контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал. Напрессуйте на валик ступицу шкива, выдержав размер от плоскости, которой касается прокладка, до плоскости, которой касается шкив ремня, в пределах 84,4±0,3 мм. Если ступица изготовлена из металлокерамики, следует напрессовывать только новую ступицу. Напрессуйте на валик крыльчатку, выдержав размер от плоскости, которой касается прокладка, до наружного края лопасти крыльчатки (самая выступающая точка на внешней окружности крыльчатки), в пределах 48-0,2 мм, что обеспечит требуемый зазор между крыльчаткой и корпусом помпы в пределах 1,1±0,2 мм.

 

Помпы разных производителей

Существует большой выбор помп отечественного и импортного производства. Следует обращать внимание на диаметр и число лопастей крыльчатки. Лучше брать с семью лопастями и большого диаметра, так как производительность такого насоса выше. По посадочным размерам классическая и нивская помпы - одинаковые.
Из распространенных импортных рекомендуют Lockheed, SKF, Hapu.
Однако Lockheed выпускает только один вид - с маленькой крыльчаткой (как на классике) и семью лопастями. Ее производительности может не хватать.
Кронштейн кожуха вентилятора на нее не лезет. На ней прилив сверху (под гайку, но она туда не лезет). Пришлось доработать ножовкой и напильником. Так что обращайте на это внимание (либо откажитесь от кожуха вентилятора).

Q: Кто посоветует водяную помпу, где, какую и почем?(-)
Yaha, 31.01.00. Оригинал.
A: SKF, качество и допуски класс, а цена....
KUK, 31.01.00. Оригинал.

Ведущий раздела Alexey73 (Илюшев Алексей), 20.06.01.