NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Установка БК-12 в Шеви-Ниву
 Автор S406

Монтаж
Подключение
Настройка и эксплуатация
О подключении датчика внешней температуры

Монтаж

Бортовой компьютер БК-12 в исполнении для ВАЗ 21214 встает в Шеви-Ниву на место пепельницы с небольшой доработкой. Необходимо выпилить пластину из кронштейна пепельницы (корпус БК-12 имеет чуть меньшую длину, чем съемная пепельница, но немного шире). Для того, чтобы закрепить БК-12, придется разобрать его корпус (в случае с исполнением 21214 это обязательно) - кронштейн крепления к зеркалу тут не нужен. Затем винтами крепим корпус к кронштейну пепельницы, при этом одна сторона притягивается вплотную к кронштейну, а с другой нужен длинный винт и проставка примерно 5 мм, т. к. корпус БК чуть короче. Саму крышку ставить не стал, она усложняет доступ к кнопкам БК. Таким образом, в случае необходимости все можно вернуть на место без потери товарного вида (выпиленная пластина не влияет на фиксацию съемной пепельницы).

От идеи скрытой установки пришлось отказаться, потому что не получается закрыть пепельницу с БК: он немного больше, чем надо. Возможно, впоследствии производитель сделает корпус меньшей глубины, тогда это станет возможным, но пользоваться будет не так удобно.

Подключение

БК 12 всего имеет восемь проводов, из которых семь легко (при наличии схемы) подключаются к двум колодкам комбинации приборов. Проблема с восьмым проводом, который подключается к датчику расхода топлива. В инструкции по установке для ВАЗ 21214 сказано, что его можно подключить к колодке под торпедо слева от руля или к разъему 32 контроллера. Про установку в ШН нет ни слова. Как выяснилось в результате обсуждения в конференции по Шеви до меня с этой проблемой столкнулся человек с ником ASA, который сказал, что взять сигнал можно только на контроллере. Поскольку на разъеме "мама" отсутствует, ее необходимо предварительно купить и вставить. Разъем удалось купить в ЮП в магазине "Автомобили", павильон 20/21. Бывает он в продаже не всегда - очень большой дефицит, подходит только специальный разъем для контроллера, обычный разъем типа "мама" соответствующего размера короток и не достает до клеммы контроллера. Для удобства доступа необходимо снять крышку перчаточного ящика и его внутреннюю облицовку, после этого контроллер легко снять.

Для доступа к комбинации приборов необходимо открутить четыре самореза (два видны перед щитком приборов, два находятся под заглушками в правой части накладки на панель), после этого самое сложное - вынуть клипсу в средней части накладки, она должна сжиматься чем-то, но подлезть туда ничем не получилось, снимается она с применением силы, выдерживает не более 2 - 3 съемов, потом ломается. Затем отсоединяем кнопки противотуманок и обогрева стекла, отводим накладку панели на себя, она выходит из своих креплений слева без проблем. Сама приборная панель крепится двумя винтами. Из советов - для подключения проводов, наверное, лучше воспользоваться "прорезным" разъемом, именуемым на сленге "хулиган": в прорези его корпуса рядом кладутся два провода, затем металлическая пластинка с острой кромкой прорезает изоляцию и фиксирует провода.
Провод, который предназначен для подключения датчика температуры, нельзя включать на тот же датчик, который дает информацию для комбинации приборов, показания обоих приборов будут неправильными. Почему это происходит, объяснил ALER в дополнении к этой статье. Был совет купить дополнительный датчик и поставить его, например в салон.

Возможна проблема с поиском разъема K-line на колодке диагностики. Я искал методом "тыка", что, конечно, не есть правильно, но другого выхода у меня не было. Позже в конференции ALK214 дал информацию, как его найти (оригинал сообщения):

"Там стоит разъем OBDII, вместо ISO9141 что на 214-х. Контакт номер 7 - это К-линия".

К компьютеру приложена инструкция по подключению БК-12 в ВАЗ-21214. Вот ее скан:

 

Настройка и эксплуатация

Сразу после установки необходимо через меню выставить тип контроллера (для 21214 и ШН это БОШ 7.0), установить пробег машины на настоящий момент, ввести объем бака, после чего БК готов к работе за исключением двух моментов.

Во-первых, необходимо провести тарировку бензобака, для наиболее точного результата желательно прибыть на колонку с почти пустым баком, ввести остаток бензина и потом по команде БК заливать бензин порциями по 5 литров. После этой процедуры БК выдает кол-во бензина в баке довольно точно. Для проведения процедуры крайне желателен помощник, который говорит, когда доливать очередную порцию 5 л.

Во-вторых, изначально БК показывает неверный расход топлива (мгновенный и средний), но эта функция имеет корректировку, которая позволяет с высокой точностью его откорректировать. Делается это так: задается езда по маршруту (бак залит до верха на знакомой заправке), после следующей заправки (опять под пробку) засекаем, сколько вошло бензина, входим в режим коррекции датчика расхода топлива (он показывает в этот момент кол-во израсходованного за маршрут топлива, и вводим залитое количество бензина. Если заправка "честная", результат будет достаточно точным.

Вот пока вроде все. Программируем "под себя" клавиши быстрого доступа, далее просто пользуемся маршрутником.

19.12.03.

 

О подключении датчика внешней температуры

Для измерения температуры в автомобилях обычно используют так называемые термисторы: резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Это означает, что с ростом температуры электрическое сопротивление термистора уменьшается. Типовая характеристика термистора приведена на графике:

Для измерения температуры термистор обычно подключают через постоянный резистор к источнику стабилизированного напряжения. Напряжение в средней точке образовавшегося делителя будет известным образом зависеть от температуры термистора, причем эта зависимость будет резко нелинейной. К этой точке и подключается вольтметр. Если вольтметр цифровой, а измерение осуществляет компьютер, то легко программными средствами линеаризовать шкалу температур.

Рассмотрим, что будет с датчиком, если его подключить сразу к двум схемам измерения. 

На рисунке показаны три варианта:
I   - штатный датчик внешней температуры Шеви-Нивы подключен только к штатному измерителю в комбинации приборов;
II  - тот же датчик подключен только к измерителю БК-12;
III - тот же датчик подключен к обоим измерителям одновременно.

Получается, что ток, протекающий через термистор датчика температуры при одновременном подключении к обоим измерителям будет больше (грубо говоря, в два раза). Следовательно, по закону Ома вырастет напряжение на датчике. Но измерители "не знают" друг о друге, а возросшее напряжение трактуют, как понижение (посмотрите на график) температуры.  Вот, как S406 описывает этот эффект:

"При подключении этого датчика в БК-12, последний стал нормально показывать внешнюю Т, но как только была подключен панель приборов, произошел глюк - температура на панели стала резко падать, успел заметить сначала показание -23 гр, потом оно "упало" до -27 гр и там осталось. БК стал показывать -7 гр (до этого было +3)".

Вывод: нужно либо не подключать БК-12 к этой цепи - индикация внешней температуры уже есть в комбинации приборов, либо поставить второй датчик температуры и подключить его только к БК-12.

ALER, 19.12.03.