NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Борьба за тепло
 Автор MOHCTPOXOD

Отопитель Нивы не устраивает многих. Насколько известно, он достался нам от Фиата 60-х годов практически без изменений, а технический прогресс не стоит на месте. Нивский отопитель работает очень шумно, и отапливает в основном магнитолу (которой в том Фиате не было). При этом телу жарко, а ноги дубеют. 

В первую очередь, я решил снизить уровень шума и увеличить производительность вентилятора. На современных автомобилях ставится более тихий и производительный вентилятор турбинного типа, причём до радиатора (по ходу потока воздуха), а не после, как на родном нивском отопителе. Я предпочитаю дорабатывать автомобиль, используя по возможности доступные отечественные элементы, и посему выбрал вентилятор с улиткой от 2108 ценой 320 рублей. С небольшими подрезаниями впускного кожуха он поместился так, как видно на фотографии:

При этом справа и слева от улитки я приспособил две специально выгнутые панельки, чтобы вода не заливалась в радиатор печки, и нагнетаемый вентилятором воздух не выходил обратно. Все неплотности проклеил герметиком, а также и сам впускной кожух посадил на герметик. Верхнюю заслонку пришлось снять, но я ей всё равно никогда не пользовался. В голове есть несколько вариантов того как можно сделать другую вместо неё в случае необходимости. 


Теперь про нижнюю часть. Без необходимости иметь в ней моторчик вентилятора, можно сделать её гораздо компактнее. Вообще, когда я её разобрал, я так и не понял, каким образом поток воздуха должен идти вверх, то есть в сторону обдува ветрового стекла и в выходы на торпеде при открытом нижнем люке. Действительно, боковые и средний обдувы торпеды на Ниве вообще не работают, а обдув на стекло работает очень неэффективно. Повторюсь и напомню, что в Ниве часто зимой ноги дубеют, а телу при этом жарко. Теория говорит о том, что температура в ногах должна быть на 4-8 градусов выше чем вверху. Тёплый же воздух имеет неприятное свойство подниматься наоборот вверх, так что единственный выход это дуть напрямую в ноги. 

Нижний кожух обрезал чуть ниже уровня крепления его скобами и вместо обрезанной части согнул конструкцию из листового железа с выходами вбок в виде труб диаметром 75 мм. Все элементы конструкции скрепил самозезами и проклеил неплотности герметиком. На выходы надел угловые трубы от воздуховода инжектора 406-го Волговского мотора по 40 рублей каждая. Получилось так, что левая труба направлена точно на ноги водителя, а правая на ножки пассажирки. Если обрезать кончики труб под углом, то, возможно, направление потока воздуха будет более правильным, но пока я этого не сделал. А теперь надо продумать, как регулировать производительность печки. Регулировать её открыванием крана бесполезно, так как в этом случае есть ещё зависимость от режима работы двигателя. Идеальный способ это пропускать часть потока мимо радиатора и регулировать производительность печки заслонкой которая разделяет эти два потока. Однако такая система гораздо более габаритна, чем то, что можно запихнуть в Ниву. Остаётся только некий компромисс, позволяющий регулировать производительность печки количеством пропускаемого воздуха. В первую очередь надо снять заборник с капота, чтобы сократить поток воздуха, продуваемого самотёком. Далее надо увеличить диапазон скоростей моторчика. В нижнюю часть кожуха врезал двойной резистор от 2108, чтобы организовать 3 скорости для моторчика. В качестве переключателя режимов работы моторчика печки у меня уже давно стоит 4-позиционный переключатель дворников от ИЖа. Сейчас ломаю голову, как установить регулируемый реостат.

А теперь о том, что получилось. Просто поехав на машине после переделки, я понял, что обдув идёт отовсюду, откуда надо, даже под действием встречного потока воздуха с выключенным вентилятором. Чтобы обдува не было, когда он не нужен, можно снять заборник с капота. Вентилятор работает гораздо тише и эффективнее. Слышно только движение воздуха, прямо как в настоящем автомобиле :-) 

MOHCTPOXOD, 08.08.03. Взято с сайта http://www.mzma.net/m/ с разрешения автора.