NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Последовательное включение электровентиляторов охлаждения
 Автор Longbow

ВАЗ-21214 с 2006 г. Одновременное включение электровентиляторов системы охлаждения (далее ЭВСО) не понравилось сразу. Купил силыча и установил на левый по ходу вентилятор. ЭВСО стали включаться одновременно заметно реже. Зато левый вентилятор в городе и при низких скоростях дул от души, в то время как правый отдыхал. Силыч грелся изрядно (стоял он на кронштейне вакуумного усилителя тормозов). Пока я думал, как бы силыч охлаждать, он в июне 2009 сгорел. 

Заметил, что температура двигателя никогда не опускалась ниже 88, а вот выше 99 поднималась часто. Сделал вывод, что летом избыточное охлаждение двигателю не грозит.

Решил включать ЭВСО последовательно: по 6 В на штуку, кнопкой с панели. Кнопку взял такую же, как на вентилятор отопителя. «Плюс» на ней появляется после включения зажигания. У кнопки три положения: выкл, вкл 1 и вкл2 . Вкл1 и вкл2 закоротил. Теперь при нажатии на кнопку реле Р3 (см. рис. 1, б) подает плюс с аккумулятора, и ЭВСО включаются последовательно. При достижении температуры охл. жидкости 99 срабатывают штатные реле, и реле Р1 и Р2 перекоммутируют схему и вентиляторы включаются параллельно.

Схему мне разработал друг (рис. А, а), я ее «исправил» (рис. А, б), выкинув диод и снизив надежность. Три реле установил под левым по ходу «надфарником» на металлическом кронштейне. Реле к кронштейну прикручены винтами, пластина к брызговику саморезами.

Рис. А. Принципиальная схема последовательного включения ЭВСО.
а) схема с диодом; б) схема без диода

Если Вам понравилась идея ниже рассказано как это сделать.

Материалы

Реле 35.3777 – 2 шт. 42 руб./шт. – 84 руб.
Реле 90.3747-10 – 1 шт. 40 руб. – 40 руб.
Колодка под реле – 3 шт. – 6 руб./шт. – 18 руб. (без клемм).
Розетка – 10 руб./шт. – 20 руб. (с клеммами).
Штепсель 10 руб./шт. – 20 руб. (с клеммами).
Кнопка вентилятора – 80 руб.
Колодка под кнопку вентилятора – 1 шт. – 10 руб. (с клеммами).
Клемма «мама» – 22 шт. – 1 руб./шт.– 22 руб.
Клемма с отверстием под винт М6 – 1 шт – 3 руб.
Изолента – 20 руб.
Клемма «папа» – 4 шт. 1 руб./шт.– 4 руб.

Итого – 321 р.

Кроме того:
Втулка резиновая для прокладки провода в отверстие - 1 шт. 
Провод 1.5 мм2 около 6 м провод 0,75 мм2 – 150 см, припой, флюс.
Винт М5х10 с гайкой, плоской шайбой и пружинной шайбой – 3 шт.

Инструменты:
1. Паяльник 40 – 60 Вт.
2. Кусачки.
3. Острогубцы.
4. Инструмент для зачистки проводов.
5. Игла монтажная (шило).
6. Сверло D3.3 мм.
7. Сверло D5,0 мм.
8. Нож канцелярский.
9. Дрель.

Подготовительные работы

Из штепселей, розеток и разъемов с помощью монтажной иглы удалить клеммы.

Монтаж блока реле

1. Изготовить кронштейн блока реле по чертежу рис. 1.

Рис. 1. Кронштейн реле

2. На кронштейн с помощью винтов М5х10 с гайкой, плоской и пружинной шайбой установить реле Р1, Р2, Р3.
3. Снять клемму « - » с АКБ автомобиля.
4. Снять запасное колесо.
5. Снять бачок омывателя ветрового стекла.
6. Наметить место размещения блока реле под левым надфарником на брызговике.
7. Освободить левый надфарник от крепления и отвести его в сторону.
8. По намеченным местам устроить два отверстия диаметром 3,3 мм.
9. Привернуть с помощью самонарезающих винтов блок реле к брызговику.
10. На реле надеть разъемы и зафиксировать их от слетания изолентой.

Монтаж кнопки вентилятора

1. Рядом с отверстием под трос замка капота устроить отверстие диаметром 5 мм.
2. Снять облицовку центральной консоли.
3. Вынуть заглушку и вставить кнопку К1 последовательного включения ЭВСО в гнездо центральной консоли, на кнопку надеть колодку и зафиксировать ее изолентой от слетания. 

Рис. 2. Схема разводки проводов

4. Изготовить три провода по рис. 3 сечением 0.75 мм2 провода прокладывать от кнопки включения вентилятора отопителя до кнопки К1. 

Рис. 3.

5. Устроить соединение контактов кнопки К1 и кнопки включения вентилятора отопителя как показано на рис. 2. Для этого предварительно очистить от изоляции участок длиной 1 см проводов контактов L, , D кнопки включения вентилятора отопителя вблизи колодки. Соединить пайкой концы проводов от кнопки К1 до кнопки включения вентилятора отопителя. Места соединения изолировать.
6. Изготовить провод по рис. 4 сечением 0.75 мм2 , провод прокладывать: от кнопки К1, под панелью, через отверстие, вдоль проводки автомобиля к ЭВСО до блока реле.

Рис. 4.

7. Перед пайкой клеммы со стороны блока реле на провод надеть резиновую втулку, втулку зафиксировать в отверстии.
8. Концы провода присоединить по рис. 4.
9. Изготовить провод по рис. 5 сечением 1,5 мм2 , провод прокладывать от клеммы «+» аккумуляторной батареи в моторном отсеке под отливом ветрового стекла, вдоль проводки ЭВСО до блока реле.

Рис. 5.

10. Концы провода присоединить по рис. 5.
11. Установить облицовку консоли.

Монтаж проводки

1. Изготовить провод по рис. 6. Голубой провод сечением 1,5 мм2 , синий 0,75 мм2 . Голубой провод прокладывать от блока реле до розетки левого по ходу ЭВСО.

Рис. 6.

2. Концы провода присоединить по рис. 6.
3. Изготовить провод по рис. 7. сечением 1,5 мм2.

Рис. 7.

4. Концы провода присоединить по рис. 7.
5. Изготовить провод по рис. 8. сечением 1,5 мм2. Провод прокладывать от блока реле до розетки левого по ходу ЭВСО.

Рис. 8.

6. Концы провода присоединить по рис. 8.
7. Изготовить провод по рис. 9. коричневый провод сечением 1,5 мм2, красный и оранжевый 0,75 мм2. Коричневый провод прокладывать от блока реле до розетки правого по ходу ЭВСО.

Рис. 9.

8. Концы провода присоединить по рис. 9.
9. Изготовить провод по рис. 10. сечением 1,5 мм2. Провод прокладывать от блока реле до розетки правого по ходу ЭВСО.

Рис. 10.

10. Концы провода присоединить по рис. 10.
11. Изготовить провод по рис. 11. сечением 1,5 мм2.

Рис. 11.

12. Концы провода присоединить по рис. 11.
13. Изготовить провод по рис. 12. сечением 1,5 мм2.

Рис. 12.

14. Концы провода присоединить по рис. 12.
15. Пометить колодки Р1, Р2, Р3, снять с реле.
16. Провода объединить в жгуты изолентой.
17. Колодки одеть на реле
18. Отсоединить штепсель левого по ходу ЭВСО от розетки. 
19. Штепсель левого ЭВСО вставить в розетку «С».
20. Штепсель «В» вставить в розетку левого ЭВСО.
21. Отсоединить штепсель правого по ходу ЭВСО от розетки. 
22. Штепсель правого ЭВСО вставить в розетку «А».
23. Штепсель «D» вставить в розетку правого ЭВСО.
24. Проводку прикрепить пластиковыми хомутами к хомуту штатной проводки ЭВСО под радиатором.
25. Установить клемму « - » на АКБ автомобиля.
26. Включить зажигание, включить ЭВСО кнопкой К1.
27. Убедиться, что вентиляторы заработали вполсилы.
28. Выключить ЭВСО.
29. Выключить зажигание.
30. Привернуть левый надфарник.
31. Установить бачок омывателя ветрового стекла.
32. Установить запасное колесо.

Дополнительные соображения

1. Необходимо установить предохранитель на 15 А. 
3. Необходимо изготовить брызгозащитный корпус для блока реле.
2. Желательно параллельно контактам 85 и 86 реле установить защитные диоды.

Мне будет интересно Ваше мнение, которое Вы можете сообщить по адресу ochiduczu@mail.ru.

Владимир Гамаюнов (Longbow).

12.08.09.