NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Система зажигания
 Ведущий раздела SirO

Рис. 28. Система зажигания.
1. Полупроводниковая пластина с интегральной микросхемой.
2. Постоянный магнит.
3. Изолятор.
4. Корпус катушки зажигания.
5. Вторичная обмотка.
6. Первичная обмотка.
7. Наружный магнитопровод.
8. Клемма "К" вывода конца первичной обмотки.
9. Крышка.
10. Клемма высокого напряжения.
11. Клемма "Б" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток.
12. Сердечник.
13. Контактная гайка.
14. Изолятор свечи. 
15. Стержень.
16. Корпус свечи.
17. Уплотнительное кольцо.
18. Теплоотводящая шайба.
19. Центральный электрод.
20. Боковой электрод.
21. Валик датчика-распределителя зажигания.
22. Маслоотражательная муфта вала.
23. Штепсельный разъем.
24. Диафрагма.
25. Крышка вакуумного регулятора.
26. Корпус вакуумного регулятора.
27. Тяга вакуумного регулятора.
28. Опорная пластина регулятора опережения зажигания.
29. Ротор распределителя зажигания.
30. Боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания.
31. Крышка распределителя заживания.
32. Центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания.
33. Уголек центрального электрода.
34. Центральный контакт ротора.
35. Резистор 1000 Ом для подавления радиопомех.
36. Наружный контакт ротора.
37. Ведущая пластина центробежного регулятора.
38. Грузик регулятора опережения зажигания.
39. Экран.
40. Опорная пластина бесконтактного датчика.
41. Бесконтактный датчик.
42. Корпус датчика-распределителя зажигания.
43. Корпус масленки.
44. Стопорная пластина подшипника.
45. Подшипник опорной пластины бесконтактного датчика.
46. Свечи зажигания.
47. Катушка зажигания.
48. Коммутатор.
49. Реле зажигания 113.3747-10.
50. Выключатель зажигания.
I. Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания:
А - угол опережения зажигания, град;
Р - разрежение. гПа (мм рт. ст.).
II. Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания:
А - угол опережения зажигания, град;
n - частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1.
III. Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания:
А - угол опережения зажигания.
IV.Схема работы бесконтактного датчика:
В - импульсы напряжения (U) на выходе датчика;
С - импульсы тока (I) в первичной обмотке катушки зажигания;
t - время накопления тока.
V. Схема системы зажигания.

На автомобилях ВАЗ-21213 применяется бесконтактная электронная система зажигания высокой энергии. Она состоит из следующих основных узлов: датчика-распределителя зажигания, коммутатора, свечей зажигания, катушки зажигания, выключателя зажигания и проводов высокого напряжения.

Датчик-распределитель зажигания применяется типа 3810.3706 и служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Он установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 21 (см. рис. 3).

Валик 21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в корпусе 42. Смазка к втулке подводится по фитилю от масленки 43. На валике расположены детали центробежного регулятора зажигания: ведущая пластина 37 и опорная пластина 28 с грузиками 38. Ведущая пластина закреплена на валике, а опорная - вместе с экраном 39 составляет единый узел с втулкой, надетой на валик. Втулка в небольших пределах может поворачиваться на валике.

Бесконтактный датчик 41 закреплен на пластине 40 и действует на основе эффекта Холла, который заключается в возникновении поперечного электрического поля в пластинке полупроводника при действии на нее магнитного поля. Датчик состоит из полупроводниковой пластинки 1 с интегральной микросхемой и постоянного магнита 2 с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в котором находится стальной экран 39 с четырьмя прорезями.

Когда через зазор датчика проходит тело экрана (см. схему IV), то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Поэтому разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует магнитное поле, и с нее снимается разность потенциалов.

Интегральная микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность потенциалов, возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной полярности. Таким образом, когда тело экрана находится в зазоре датчика, то на его выходе имеется напряжение Umax, примерно на 3 В меньшее напряжения питания. Если же через зазор датчика проходит прорезь экрана, то напряжение Umin на выходе датчика близко к нулю (не более 0,4 В).

Коммутатор. Электронный коммутатор 48 служит для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2, RТ1903 или PZE4020. Для прерывания тока служит специальный мощный высоковольтный транзистор.

В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования периода t накопления тока I в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I составляет 8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через 2-5 сек после остановки двигателя выходной транзистор запирается, не создавая при этом искры на свечах зажигания.

Свечи зажигания применяются либо отечественные типа А17ДВ-10 или FE65PR производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный помехоподавительный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0,7-0,8 мм.

Выключатель зажигания установлен на кронштейне с левой стороны рулевой колонки и закреплен двумя винтами. Он состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует вал. Ключ из замка можно вынуть только в положении III.

Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом, герметизированная, маслонаполненная. Она предназначена для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 6 и вторичной 5.

Работа системы зажигания. При работе двигателя бесконтактный датчик выдает импульсы напряжения на штекер "6" коммутатора, а тот преобразует их в импульсы тока 1 в первичной обмотке катушки зажигания. В момент прерывания тока магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 22-25 кВ. Ток высокого напряжения идет к центральной клемме 32 дагчика-распределителя зажигания, затем через контакты ротора 29 к боковому электроду 30 и далее к свече зажигания, создавая искровой заряд между ее электродами.

Чтобы получить максимальную мощность двигателя, необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ и каждой частоте вращения коленчатого вала двигателя необходим свой угол опережения зажигания. Так, при 750-800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 1о±1о. С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, а с уменьшением частоты уменьшаться. Эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания.

При увеличении частоты вращения валика датчика-распределителя грузики 38 под действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 28 вместе с экраном 39 на угол А. Теперь прорезь экрана раньше на угол А проходит через зазор датчика, и он раньше выдает импульс, т.е. опережение зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения валика центробежные силы, действующие на грузики, уменьшаются, и пружины поворачивают опорную пластину 28 с экраном 39 против направления вращения валика, т. е. опережение зажигания уменьшается.

Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси высокое, поэтому смесь сгорает медленнее и ее надо поджигать раньше и наоборот. На диафрагму 24 вакуумного регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения, диафрагма 24 оттягивается и тягой 27 поворачивает опорную пластину 40 датчика против направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Опорная пластина датчика поворачивается в направлении вращения валика и опережение зажигания уменьшается.