NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Ленточные, рычажные, масляные...
 Подобрала Cockchafer

Первые автомобили, как и их предки – экипажи на конной тяге, обходились вовсе без амортизаторов. Вполне хватало рессор, которые сами выполняли функции гасителей благодаря взаимному трению листов. Выходило, что старая, грязная и ржавая рессора гасила колебания машины лучше новой. О том, как появились амортизаторы, "вспоминает" Сергей КАНУННИКОВ.

Чтобы обеспечить комфорт, а главное - устойчивость и управляемость автомобиля на растущих скоростях, от конструкторов потребовалось создать демпфирующие устройства в дополнение к рессорам. Первые амортизаторы были предложены в 1904 году. Однако они оказались слабы и поэтому очень недолговечны - ими служили, как правило, резиновые детали или дополнительные рессоры, которые ограничивали ход основных. Более совершенная конструкция представлена на фото.

Амортизатор ударов на автомобиле "Испано-Сюиза" состоял из двух ножницеобразных рычагов, один из которых был шарнирно связан с осью (рессорой), а другой – с рамой. Колебания гасили фрикционные диски, интенсивность действия которых регулировали гайкой. Такие амортизаторы дожили до 30-х годов. Распространенный в США ленточный амортизатор работал только в одну сторону, не позволяя сжатой рессоре быстро "расслабляться". Укрепленная на оси мощная лента свободно скользила при сжатии рессоры внутрь корпуса, а при обратном ходе сильно тормозилась комбинацией фрикционных пластин и нажимной пружиной. Первые гидравлические (масляные) амортизаторы были рычажными. Небольшой резервуар располагался на раме, причем параллельно последней (фото справа представляет более позднюю модель "Испано-Сюизы"). Рычаг амортизатора соединялся с тягой, которая другим концом была связана с рессорой.

Такая конструкция, совершенствуясь, просуществовала до 50-х годов – достаточно вспомнить заднюю подвеску "Победы" и ЗИМа (ГАЗ-12). В задней подвеске "Москвича-401" амортизатор крепился, напротив, к рессоре, а тяга, связанная с рычагом, – к кузову. В передней подвеске "Победы" и ЗИМа амортизатор был закреплен на балке моста, а его сварной рычаг сложной формы служил одновременно рычагом самой подвески. Постепенно на смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, хорошо знакомые современным автомобилистам. У нас в стране они появились в 1956 году сначала на "Москвиче-402", а вскоре – на "Волге" (ГАЗ-21).