NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Пищалка ручника и не только
 Авторы ВВА и STYX 

Эта схемка пригодится тем, кто забывает выключить ручной тормоз и может еще и покататься на ручнике, а также предупредит о пропавшем давлении масла и неработающем генераторе, что может свидетельствовать либо о проблемах в масляной системе, либо о неисправностях генератора, либо о порвавшемся/соскочившем ремне привода вспомогательных агрегатов. Также отсутствие ремня выливается в отсутствие циркуляции в системе охлаждения, что в конечном итоге может плачевно отразиться на ГБЦ. По желанию, на индикацию можно поставить и блокировку дифференциала. Какие параметры ставить на контроль - каждый из вас определится сам.)))

Способ предупреждения - звуковой. Как только вы тронетесь с невыключенным ручником, раздастся звуковой сигнал типа: пить......, пить...., пить...пить с частотой, соответствующей скорости движения (6 писков на метр, по датчику скорости). То же самое произойдет, если во время движения пропадет давление масла или напряжение на генераторе. Работоспособность устройства сохраняется даже при неисправных лампах индикации масла, генератора и ручника.

Схема приведена на рисунке. Подключается пищалка к панели приборов (либо к соответствующим проводам, идущим к ней). Питание подается от +12 В с замка зажигания на предохранитель ПР1, минусы образуются при включении ручника, аварийном давлении масла и нерабочем генераторе через диоды VD1-VD3. Сигнал о начале движения (и, он же, своего рода модулирующий сигнал) приходит с датчика скорости автомобиля на резистор R3.

Работает схема так: после включения зажигания на схему подается питание +12 В через предохранитель ПР1. При включении любого из диагностируемых объектов: ручника, аварийного давления масла или неработающем генераторе через диоды VD1-VD3 образуется минус, через резисторы R2 и R1 заряжается электролитический конденсатор C1 и она готова пикать. (Внимание, в момент включения зажигания возможен один кратковременный пик). В момент начала движения с датчика скорости начинают попеременно приходить импульсы 0 В и +12 В через ограничивающий резистор R3 (нужен для уменьшения влияния на ДСА, так как датчик внутри имеет активный транзистор, "замыкающий" на массу). В момент прихода +12 В импульса на базу транзистора VT2, он открывается, и конденсатор C1 разряжается через p-n переходы транзистора VT2 и диод VD5. На базе транзистора VT1 в этот момент положительное напряжение отсутствует, и он остается закрытым, соответственно, ток через него не протекает, и зуммер/пищалка молчит. Далее с ДСА снимается импульс +12 В и меняется на 0 В, открывающее напряжение на базе отсутствует, и транзистор VT2 закрывается. Сразу после этого происходит вновь заряд C1 через R2 и R1. При протекании заряда положительное напряжение, образующееся на R1, открывает транзистор VT1, и через него и зуммер/пищалку начинает протекать ток, выдается звуковой сигнал. Как только C1 зарядится, ток через R1 прекращается, исчезает напряжение, открывающее VT1, он закрывается, и зуммер/пищалка молчит, все готово к следующему циклу заряд-разряд.

Для изготовления понадобятся:
Диоды VD1-VD5 - КД509 или КД522- 5 шт. (Внимание! Имеют разную цоколевку!) 
Транзисторы VT1-VT2 - КТ503Е или КТ602АМ - 2 шт.
Резисторы - R1 - 100 K, R2 - 12 К, R3 - 56 К, все по 1 шт и мощностью 0,125-0,25 Вт.
Электролитический конденсатор С1 - 6,8 мкФ х 16 В (можно 4,7х16) - 1 шт.
Предохранитель ПР1 - 0,1 - 1А - 1 шт, более 1А не рекомендуется.
Зуммер - пьезоизлучатель-генератор на 12 В - 1 шт.

Смонтировать все можно как пространственным монтажом, так и на печатной плате. Для подключения проводов можно использовать клеммники для пайки на плату. Количество минусовых входов (а значит и диодов) определите сами, что по вашему мнению вы хотите вывести на индикацию. Можно использовать все 4 входа, но не менее одного. 

Проверить собранное устройство просто. Подключаем к +12 В батарейки плюсовой вход, а к ее минусу - минусовой вход. Перемычкой со входа ДСА кратковременно касаемся плюсового контакта батарейки - должен раздаться короткий пик. Каждое следующее касание будет сопровождаться пиком. При исправных деталях собранное устройство работает сразу и в налаживании/настройке не нуждается.

Подключается устройство либо к клеммам разъемов приборной панели, либо к проводам, ведущим к приборке, либо другим удобным вам способом. Рекомендую перед подключением с помощью тестера убедиться в правильности сигналов по линиям, так как возможны разные цоколевки разъемов и даже разные цвета проводов, проверить минусы при срабатывании диагностируемых объектов, плюс при включении зажигания и появления + с датчика скорости.

Подключение: Х1 (белый) - коричнево-голубой - минус с ручника;
Х1 (белый) - коричнево-красный - минус лампы давления масла; 
Х1 (белый) - оранжевый - +12 В (хотя можно и из другого места взять);
Х1 (белый) - бело-голубой - минус с генератора;
Х2 (красный) - серый - сигнал с ДСА; 
Х2 (красный) - оранжево-белый - минус блокировки дифференциала.

Проверка: При движении на 1-й передаче чуть-чуть потяните вверх ручник до размыкания концевика, и услышите сигнал нашей пищалки. В общем-то и всё! Удачи!

20.04.13.