NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Комфорт=здоровье
 Автор ivb

Предисловие

Ниве уже - четверть века. Жить мы стали лучше, веселей; дороги стали длиннее, машин стало больше, а здоровья - меньше. За рулем мы проводим существенную (некоторые - бОльшую) часть жизни. В этой статье я постараюсь уберечь вас, Нивоводы, от некоторых проблем, которые шпионски подтачивают ваше, губимое лишь пивом, здоровье.

Оговоримся сразу:
1) я не призываю вас слепо следовать всем моим советам, но, если вы задумаетесь (хотя бы) после этой статьи - уже хорошо.
2) речь пойдет только о водителях, пассажиры чувствуют себя гораздо вольготнее.
3) здесь - не открытие Америки, посему - компиляция со ссылками на FAQ по Ниве.

Т. к. вождение становится все более - школой выживания, то оно требует максимальной концентрации внимания на дороге. Следовательно - отсутствия отвлекающих факторов. Все разговоры по поводу автоматизма профессионалов - не более чем разговоры. Все мы разные. Кто-то хорошо танцует - у него не будет проблем с синхронными действиями, типа переключения скоростей, но "рулежка" может приближаться к нулю. Кто-то прекрасно рулит, но "путает педали". Кто-то делает все замечательно, но страдает топографическим идиотизмом. Поэтому постараемся сделать так, чтобы мы меньше думали, на чем мы едем, а больше - куда и с кем.

ПыСы: Уважаемые коллеги, материал этот - публицистический, так что простите мне заранее крайнее упрощение медицинской сути того, или иного вопроса.

Составляющие успеха (равноценны):
1. Посадка.
2. Обзор.
3. Доступность органов управления.
4. Климат в салоне.
5. Шумоизоляция.

Посадка

"Спасите наши спины!"

Поставить эту часть во главу угла меня побудили три причины:

1) Периодические сообщения в нашей конференции - "на что поменять сиденье Нивы, а то сил больше нет";
2) Грыжа межпозвонкового диска L4-L5;
3) То, что я, являясь врачом компьютерной томографии, смотрю большое количество людей с теми или иными повреждениями межпозвонковых дисков, или просто - "проблемами больной спины".

Про сиденья

Про "удобство" сидений в Ниве все ясно: удобства - во дворе. Мало того, что они никак не приспособлены для "джиперской" посадки, так они еще и развернуты в продольной плоскости. Посему среднестатистический нивовод сидит почти вертикально, облокотившись на водительскую дверь и почти прямую (как по положению, так и по конфигурации) спинку сиденья. А, если у него - больная спина, то езда дальше 100 км превращается в путь к инвалидности.

Обычно делают так:
1) Можно купить и поставить сиденья от иномарок. Если "задушить в себе жабу" и решиться переделать крепления салазок, то единственным камнем преткновения может стать техосмотр. Для владельцев новых машин - может пропасть гарантия.
Про сидения от БМВ 3 купе
Кресла от VW Golf в Ниве
Сиденья от японки в 2121
Сиденья от Паджеры
2) Можно купить сиденья UNP с соответствующим сертификатом и не переделывать ничего, или почти ничего. Видел я их... На вкус и цвет...
http://www.unp-russia.ru
В любом случае, это - вариант для небедных.

Одним из бюджетных вариантов является поясничный упор (далее - просто "упор"). Его мы и рассмотрим.

На рынках мне удалось найти три типа упоров (наших и "ихних") - плотные, надувные, плотные с боковой поддержкой. Все - в ценовом диапазоне - до 500-700 р. Импортные с тремя регулировками и подогревом не рассматриваются, т. к. их цена сопоставима с двумя подержанными сиденьями от иномарки :(

"Магазинные", или фабричные упоры

Достоинства:
1) лень;
2) еще раз - лень;
3) красивенько.

Недостатки:
1) не учитывают ваших конституциональных особенностей - главное!;
2) отвратительный крепеж к сиденью;
3) продавливаются максимум через год;
4) покрытие истирается через два года.

На старой Нивке использовал польский упор за 500 р. с накинутым на него массажным ковриком.

Самодельный упор

Недостатки:
1) "самопал" он и в Ниве - "самопал" (если так думаете - вам в конференцию "Неоновые писалки" :));
2) лень и еще раз - лень. Все остальное - сплошь достоинства.

Небольшой экскурс в популярную медицину (с шутками и прибаутками - чтобы не заснуть).

Человек, к сожалению, существо прямоходящее, т. е. осевые нагрузки на позвоночник в разы больше, чем у вашего четвероного друга (я не Ниву имею в виду, а домашнее животное :)). В связи с этим наиболее выгодное для позвоночника положение - "лежа на спине", менее - "стоя", и самое отвратительное - "сидя", когда эту осевую нагрузку труднее всего равномерно распределить. Если к этому прибавить неравномерную вибрацию наших железных коней, то периодические боли в пояснице гарантированы.
Существует несколько типов осанок:

Мы не будем сейчас выяснять: какая правильная, какая - нет. Все дело в том, что осанка у вас уже сложилась по жизни (если вам за 25, если "до" - еще не все потеряно), а задачей данной статьи является не "Лечение дегенеративно-дистрофических изменений межпозвонковых дисков и связочно-суставного аппарата позвоночника релаксатором широкого спектра действия "Нива"", а чтобы вы напрочь его не ... - ну сами понимаете.

Сидеть, конечно, лучше как девушка справа (картинка с сайта www.royalmed.ru) :)

Обратите внимание: во всех "правильных" случаях присутствует прогиб поясничного отдела позвоночника кпереди - так называемый "физиологический (функциональный) лордоз". Его-то мы и будем оберегать. Почему? Хотя бы потому, что от него (вернее от располагающихся здесь спинномозговых структур) зависят функции тазовых органов - хватит? ;). Несложно догадаться, что величина лордоза (а, следовательно, и размеры упора) зависят от трех размеров: вертикального (рост), глубины (степень прогиба, или выраженность лордоза), горизонтального (окружность спины - зависит от конституции и любви к пиву).

Итак, самодельный поясничный упор. Для производства сего девайса нам понадобится:
1) любой синтетический упаковочный материал, по плотности - среднее между пенопластом и поролоном (обычно - из-под импортного оборудования) - 0 р. 00 коп.;
2) туристический коврик, именуемый еще "ковер для ванн" - около 100 - 250 р. 00 коп., или - 00, если завалялся кусок не менее 50х50 см;
3) авизент, или аналогичный ему материал для рюкзаков - 1 м при ширине, не менее 40 см - около 150 р.00 коп.;
4) ремень тканевой синтетический - 3 м, - около 100 р.00 коп.;
5) нож, капроновые нитки, карандаш, портняжный метр (мазохисты могут мерить себя плотницким), скотч;
6) швейная машинка (у кого нет - руки);
7) ассистент на 5 минут - бутылка пива или поцелуй, в зависимости от пола;
8) 2 часа свободного времени (можно растянуть холодными зимними вечерами).

Берем ассистента; встаем к ровной стенке (желательно - с маленьким плинтусом или вообще без оного) спиной; плотно прижимаемся лопатками, ягодицами и пятками. При этом: спина и ноги - прямые (по возможности :)), плечи расправлены, руки - вдоль тела "по швам", ступни вместе.

Ассистент измеряет: расстояние между стенкой и спиной и "пятой точкой", а также - максимально удаленной от стенки точки поясничного лордоза. Так же измеряется ширина талии. По этим данным делается вырезка из упаковочного материала в виде выпуклой линзы.

Затем, садимся в Ниву, кладем творчество на спинку сиденья, примеряем, с помощью ножа и шкурки "доводим до ума" (здесь уместнее "до спины").

Обворачиваем спереди туристическим ковриком, скрепляем скотчем.

Из авизента шьется "наволочка", в которую вертикально и горизонтально проходят ремни. Горизонтальный фиксируется жестко, а вертикальный - свободно. Подушка перемещается по вертикали, что позволяет выбрать наиболее удобное положение независимо от наклона спинки. Ремни перекидываются через спинку сиденья и крепятся пряжками.

Усе.

Если лень все это делать - подберите соответствующую подушку - "думку", положите ее под массажный коврик.

Про подголовник

Тут мне на глаза попалась статья: Подголовники от "Оки" и вешалка.

Предупреждаю: если вы настолько уверены в себе, что не собираетесь никогда попадать в аварии - дерзайте. Во всех остальных случаях подголовник от Оки сыграет с вами злую шутку - он удален от головы больше, чем штатный и очень жесткий. Автор "головой не касался и старых" потому, что неправильно их выставлял. Обязательно выставьте подголовник по центру в области затылка (там, где нащупываете у себя "шишку" - наружный протуберанец). Даже, если при езде вы не будете ощущать подголовник, то, при "лобовом", он спасет вам шею, а может быть и жизнь.

Ремни безопасности

Уж сколько всего порассказывали, типа: "Пристегнут был - выпрыгнуть не успел…", "Сгорел заживо из-за ремня…" и прочий бред. У нас нет подушек безопасности, запаска весело летит в салон, а рулевая - в водителя: http://suvonline.narod.ru/suvonline/statyi_suv/pub/vaz/crash2121/crash2121.htm 

Вариантов с "выпрыгнуть" и "сгореть" гораздо меньше, чем "просто" столкнуться. Можете держать нож "под рукой", если страдаете паранойей, но пристегивайтесь обязательно. Не зря же все шпарцмены пристегиваются, да еще и трехточечным ремнем. Тем более, что так вы будете крепче "сидеть в седле".

Обогрев

Спина и таз любят тепло. За холод они мстят заболеваниями органов таза и спины, простатитами, аднекситами, радикулитами, прочими "итами" (воспалениями).

Очень рекомендую массажный коврик "из деревянных шариков" (~100-200 р.): из-за воздушной прослойки зимой и летом (теплоизолятор), и улучшения кровообращения в спине (если на вас нет толстой одежды).
Если же на сиденье положить кусок туристического коврика - станет еще веселей.

Более сложные решения - покупной обогрев: Подключение подогрева передних сидений. Пример - НЕ реклама (попалось в Яндексе) - http://www.cezon.ru/cat/id=33/first=0 

И - наконец:

если вы - в дальней поездке - каждый час-полтора потратьте 5-10 мин. на выход из машины и легкую разминку;
или засиделись в пробках: доехали - поделали всяческие наклоны (для комплексантов: можете делать вид, что рассматриваете ходовую).

 

Обзор

Предсказамус настрадал.

Обзор для нас - все. Мы можем предугадать ситуацию, адекватно на нее среагировать и т. д.

Обзор обеспечивается стеклами и зеркалами. Залог успеха:

1) Чистота и гладкость.
Как солнце, так и свет фар создают существенные блики на грязных или поцарапанных стеклянных и зеркальных поверхностях. Поэтому глаза будут быстро уставать, появится головная боль, раздражительность, что вряд ли вам поможет на дороге.

2) Тонировка. Противопоказана. Однозначно ухудшает обзор, особенно - при российском понимании тонировки как таковой. Особенно коварна в сумерках.

3) Висюльки - туда же. При определенных условиях могут вас убаюкать до аварии.

4) Наклейки. Если уж "на стекло", то - внизу заднего, иначе будут отвлекать, пусть - на подсознательном уровне.

5) Еще одна беда - шторки. Вполне понятно желание нашего гражданина оградить от посягательств на свой маленький мирок, но движение задним ходом может стать опасным.

6) Примочки на передних стойках ("пищалки" и иже - с ними) должны сливаться с облицовкой.

На счет стекол: не жалейте денег и покупайте "родные", "левак" не только быстро потускнеет, но, при аварии, порежет вам все, что можно и нельзя.

На счет зеркал:

1) Кто как привык. Кому-то хватает штатных, кому-то - турецких. Большинство выбирает "лопухи", если со сферическими - еще лучше: https://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=5490

2) Мои - отдаляют, имхо - зло! Так что лучше оставить залог, приставить зеркало и посмотреть, прежде чем покупать.

3) Подогрев зеркал - вещь полезная.

4) Бутылка из-под Колы с водой - рулез, открыл окно - брызнул.

5) Козырьки сверху зеркал - очень полезно, сделаю - покажу.

 

Эргономика

Руль. У меня уже вторая Нива, да и на чужих я ездил. Что сказать… Парень я - не хилый, но и у других существенных затруднений в рулежке на Ниве не замечал. Жена - то же не жалуется, а она у меня - метр с кепкой. Что же касается разных "усилителей", то они либо ненадежны, либо теряется информативность, либо и то и другое. Короче - не советую.

Ручка на руль, которую ставят владельцы Газелей, действительно улучшает быструю рулежку, но в случае аварии может сыграть с вами злую шутку - выбирать вам.

Рычаг переключения скоростей. Глядя на наши аппараты, создается впечатление, что мы только и делаем, что включаем пониженную и блокировку раздатки. Удаленный от нас рычаг переключения скоростей, при переключении на пятую передачу заставляет нас "буквально ложиться на центральный тоннель" (утрированно). Бюджетный вариант - длинная ручка (120 р.), хотя некоторые для удобства даже укорачивают: https://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=2820 

Можно еще перенести сиденье вправо: Смещение водительского сидения вправо

Что касается подрулевых переключателей и кнопок, то старое - не значит плохое, по-моему, они достаточно просты и информативны. Для владельцев 21214 рекомендую пищалку для поворотников:

Фото взято из статьи Работы на новой Нивке.

Штатное место для магнитолы подобрано довольно удачно, единственное полезное усовершенствование - купить джойстик на руль, но, осторожно - пионЭры.

Маршрутник: каждый волен фантазировать, как ему вздумается. Штатное место, учитывая его предназначение (избавление от недобросовестных диагностов неисправностей инжектора), мне кажется разумным.

 

Климат

Радикально:
1) разбирать всю систему воздуховодов, герметизировать, вставлять гофрированные шланги.
2) на 2131 - ставить вторую печку для задних пассажиров.

Обычно:
1) Обратить внимание на прилегание воздухозаборника к крышке капота. На 21214 у меня внезапно случилась постоянная жара. Причина была - в "шумке".
2) Положить на дно воздухозаборника сетку и следить за ней.
3) Поставить "ноздрю". Пролетало сообщение, что, благодаря аэродинамике Нивы, ее лучше ставить отверстием к лобовому стеклу. Гм. Не проверял - не знаю.
4) Заменить после первой же протечки кран отопителя на шаровой, или вообще - поставить водопроводный. Обратить внимание на шторку печки - у многих ей мешает до конца закрываться всякая ерунда.
5) Курильщики: выкидывайте окурки из пепельницы, на дно ее насыпьте заполнитель-ароматизатор, купите (25-30 р.) кармашек для сигарет и зажигалки, чтобы брать их вслепую.

По поводу обычных ароматизаторов - аккуратней, были уже случаи легкого отравления.

Почитать еще: Отопитель.

21.06.05.